Янукович пристраивается к Григоришину

18 Янв 2017 12:36

Коллапс энергетического сектора Донбасса заставляет его участников искать новые способы выживания. В числе первых – ПАО «Донбассэнерго», близкое к Александру Януковичу, которое уже второй год кряду не получает оплаты за произведенный ток.

Коллапс энергетического сектора Донбасса заставляет его участников искать новые способы выживания. В числе первых – ПАО «Донбассэнерго», близкое к Александру Януковичу, которое уже второй год кряду не получает оплаты за произведенный ток. Решать эту проблему энергокомпания планирует за счет объединения усилий с «Луганским энергетическим объединением» Константина Григоришина. Но в «Энергетическом стандарте» совсем не рады партнерству, обрекающему дистрибьютора на роль финансовой прокладки.

Черная полоса в жизни «Донбассэнерго» началась в апреле 2014 г., когда производственные мощности одной из двух ее станций (Старобешевской ТЭС) оказались в эпицентре войны на Донбассе, которую Россия развязала против Украины. В этих условиях главной проблемой энергокомпании был риск разрушения производственных мощностей, но после завершения активной фазы боевых действий «Донбассэнерго» не стало легче. Предприятие продолжало производить свою электроэнергию по устоявшимся условиям, отдавая ее в рынок в рамках давно подписанного контракта с ГП «Энергорынок», но «работа по инерции» быстро проявила тонкие места: резко снизился уровень оплаты генерирующим компаниям за выработанную энергию от «Энергорынка», которого к этому подтолкнуло снижение оплаты от потребителей из зоны АТО в «Энергорынок».

В феврале 2015-го «Донбассэнерго» вообще осталось у разбитого корыта. Тогда НКРЭ приняло постановление №158, которым «Энергорынку» было запрещено проводить расчеты с генерацией на неподконтрольных украинской власти территориях. Постановление регулятора было привязано к распоряжению Кабмина «О временных чрезвычайных мерах на рынке электроэнергии», поэтому обвинять Дмитрия Вовка в дискриминации не взялся никто. Но суть дела это не изменило: после моратория на оплату электроэнергии, «Донбассэнерго» осталось наедине с проблемой сборов средств от потребителей из зоны АТО.


1

Ринат Ахметов

Свет в конце тоннеля появился весной прошлого года, когда Кабмин принял постановление №263. Ним власть фактически разделила страну на два энергорынка: «старый» и «АТОшный», разрешив участникам последнего самостоятельно искать пути сбора средств на оккупированной территории. Эта санкция дала возможность энергокомпаниям официально назначить сборщиком средств местных дистрибьюторов. В донецкой области эту роль отвели «Донецкоблэнерго», «Сервис-инвест» и «ПЭС–Энергоуголь», подконтрольным группе «ДТЭК» Рината Ахметова. А в Луганской – «Луганское энергетическое объединение» (ЛЭО), входящему в группу «Энергетический стандарт» Константина Григоришина. По данным «ОЛИГАРХА», расчет делался на то, что дистрибьюторы будут распределять собранные с потребителей деньги по заранее оговоренному алгоритму. Но схема не заработала из-за форс-мажора: сепаратисты оттянули на свои структуры всех самых ликвидных потребителей в регионе, из-за чего энергокомпании, включая «Донбассэнерго», снова потеряли возможность получать деньги за свой товар.

1

Константин Григоришин

Сейчас участники энергорынка, ставшие заложниками войны, делают ставку на индивидуальное решение проблем. Например, в «ДТЭК» ориентируются на работу с потребителями по так называемым «прямым договорам», пытаясь закольцевать денежные потоки внутри предприятий группы. Но в «Донбассэнерго» не могли пойти по такому пути. Во-первых, Янукович не успел создать собственную весомую группу промпредприятий. Во-вторых, что самое главное, так называемые власти «ДНР» в категорической форме отказались сотрудничать с переговорщиками «Саши Стоматолога». «Нам не дают собирать деньги с потребителей. Акционеры не вступают в контакт с ДНР», - так описал положение дел представитель «Донбассэнерго». По его словам, оказавшись загнанной в угол, генкомпания начали искать новые варианты решения проблемы, одним из которых оказалась идея налаживания сотрудничества с вышеупомянутым «Луганским энергетическим объединением».


1

Александр Янукович

Суть этой идеи заключалась в том, что «Донбассэнерго» и ЛЭО оформят контрактные отношения, в рамках которых первая станет продавать электроэнергию второй. Это дало бы генкомпании формальные основания вернуться в список контрагентов «Энергорынка» и претендовать на полный расчет за электроэнергию. Но в «Луганском энергообъединении» не прониклись идеей использования компании в качестве финансовой прокладки.

Собственно, с тех пор между двумя группами начался этап напряженных отношений, который в итоге вылился в судебное противостояние. Так, юристы «Донбассэнерго» со своей стороны инициировали производство, в котором настаивали на необходимости обязать «ЛЭО» подписать с ней договор купли-продажи электроэнергии, а адвокатская команда дистрибьютора подала свой иск, в котором требовала признать отсутствие у оппонента прав требовать от нее оформления коммерческих отношений. Сейчас оба судебных процесса находятся в самом разгаре, но пока каждая из сторон осталась при своем: 13 декабря Донецкий апелляционный хозяйственный суд отказал в иске «Донбассэнерго», а 19 декабря Хозяйственный суд Луганской области не нашел повода удовлетворить иск ЛЭО. Если же представители Януковича найдут подход к служителям Фемиды, в жизни генкомпании начнется полноценный ренессанс: после подписания договора с луганским дистрибьютором, у «Донбассэнерго» появится возможность выставлять счета «Энергорынку».

Олег КУЛЬБИДА, «ОЛИГАРХ»

Новые обещания