Венгры хотят забрать у Сергея Таруты завод

21 Фев 2014 00:00

Ситуация вокруг металлургического комбината Dunaferr, входящего в 'Индустриальный союз Донбасса', потенциально угрожает обострением былых конфликтов внутри корпорации. Возмутителем спокойствия стало правительство Венгрии, которое хочет сыграть на противоречиях между украинскими и российскими акционерами ИСД

Напомним, все началось в августе 2013 года, когда министр экономики Венгрии Михай Варга сообщил о намерениях правительства во главе с Виктором Орбаном вернуть в госсобственность Dunaferr. Это предприятие - крупнейший в стране представитель сталелитейной отрасли - приватизировано ИСД в 2004. Сейчас же власти считают это решение ошибочным, отметил М.Варга. На эту мысль официальный Будапешт натолкнули планы владельцев ИСД сократить в связи с кризисом 1,5 тыс. работников Dunaferr. Или 20% от штатной численности. Украинским акционерам Сергею Таруте и Олегу Мкртчану было направлено письменное предложение о продаже меткомбината государству, сообщает antikor.com.ua.

Ранее МинПром подробно анализировал эту ситуацию, отмечая, что обе стороны по идее должны быть заинтересованы в достижении компромисса. С одной стороны, ИСД не выгодно терять Dunaferr, поскольку тогда корпорация столкнется с серьезными проблемами сбыта стальной заготовки, выплавляемой на Алчевском и Днепровском им. Дзержинского меткомбинатах в Украине. С другой стороны, каким образом власти Венгрии обеспечат загрузку комбината в Дунайвароше, а, значит, и сохранение рабочих мест - тоже вопрос. Тем не менее последовавшие после этого события показали, что компромисса не будет. При этом не хотят уступать В.Орбан и его команда.

Как и следовало ожидать, на предложение венгерского Минэкономики С.Тарута и О.Мкртчан ответили отказом, подчеркнув, что заинтересованы в сохранении контроля над Dunaferr. В качестве доказательства они пошли на определенные уступки, сообщив в ноябре 2013 года о готовности сократить 400 рабочих вместо 1,5 тыс. В принципе такое решение можно считать жестом доброй воли, если принять во внимание, что население Дунайвароша, для которого меткомбинат является градообразующим, насчитывает около 50 тыс. человек. Но взамен ИСД захотела получить от венгерского Кабинета министров льготы на электроэнергию.

Казалось бы, ничего экстраординарного донецкая корпорация для себя не потребовала. Вопросы о льготном энергоснабжении ставят перед национальными правительствами российские и европейские металлурги. Более того, как раз так был решен вопрос в соседней Словакии по меткомбинату в Кошице. Его владелец, американская корпорация US Steel, отказалась от планов по закрытию производства, взамен получив на 5 лет щадящие тарифы на электроэнергию. Плюс льготы по уплате экологического налога. Плюс 14 млн евро субсидий на свои энергетические программы на US Steel Kosice. 

Тем не менее в Будапеште подумали и в итоге такой подход посчитали неприемлемым. Глава венгерской национальной комиссии по вопросам энергетики Лайош Доркота сообщил во второй половине января, что правительство не отказывается от своих планов по национализации ISD Dunaferr и переговоры о переходе права собственности будут продолжены. Но теперь венгры решили зайти с другой стороны. Сначала они подняли вопрос о продаже меткомбината перед российским Внешэкономбанком на уровне технических консультаций. А уже 31 января в Москве этот вопрос обсуждался на высшем уровне. По данным венгерских СМИ, его поднял В.Орбан в ходе переговоров с российским президентом Владимиром Путиным. 

Как известно, в январе 2010 года тогдашний глава группы советников премьера Украины Виталий Гайдук продал свою долю 50%+2 акция в ИСД неким российским структурам, от лица которых выступил государственный Внешэкономбанк РФ. Их отношения со старыми акционерами складывались непросто. Корпоративный конфликт стал главной причиной производственного спада у АМК и ДМКД в 2010 году, полагают эксперты. Поводом для разногласий были как производственные программы (на продолжении модернизации Алчевского меткомбината, начатой в докризисный период, настаивали украинцы), так и финансовые вопросы - проблема реструктуризации внешнего долга ИСД, на тот момент составлявшего порядка 3,3 млрд долл. 

В итоге вице-президент ИСД по развитию Александр Пилипенко ушел с занимаемой должности. На этом, кажется, и успокоилось. Теперь же все зависит от того, какое решение примет В.Путин. Если он так же, как и украинские партнеры, предпочтет сохранить Dunaferr в составе ИСД - нет проблем. В таком случае венгерским властям может быть и придется пойти навстречу просьбам металлургов предоставить льготы по электроэнергии. Либо предложить иные формы господдержки. Если же по каким-то причинам В.Орбан убедит российского лидера уйти из Дунайвароша, то это станет поводом для нового конфликта между украинскими и российскими акционерами ИСД. Совершенно очевидно, что именно на этом пытаются сыграть венгры. 

Шансы у них есть, поскольку чемоданные настроения российских металлургов относительно своих европейских активов в последнее время видны без микроскопа. Так, группа 'Мечел' в феврале 2013 рассталась с 5 румынскими метзаводами, группа НЛМК в сентябре 2013 продала 20,5% в NLMK Europe, включающей активы в Бельгии, Италии и Франции. Кроме того, 'Евраз-холдинг' уже два года ищет покупателей на свой чешский метзавод в Витковице. И дело тут не только в еврокризисе, прибивающем к плинтусу спрос и цены на продукцию еврометаллургов. Но и в отсутствии вменяемой господдержки со стороны официального Брюсселя. 

EU Steel Action Plan, презентованный в конце ноября 2013 еврокомиссаром по промполитике Антонио Таджани, не дает ответа на вопрос о будущем европейской сталелитейной отрасли. Главная идея документа - задействовать специальные фонды ЕС для сглаживания социальных вопросов при реструктуризации отрасли, которая за годы кризиса уже потеряла 40 тыс. работников. Иными словами, речь о том, что национальные правительства и Еврокомиссия возьмут на себя расходы по компенсациям при сокращении штатной численности либо полном закрытии метпредприятий. И ни слова о льготах на электроэнергию. Между тем энергозатраты (включая природоохранные мероприятия) составляют 40% в себестоимости европейской метпродукции, отмечают в профильной ассоциации Eurofer.

Таким образом, еврочиновники согласились поработать в качестве похоронной команды для местных стальных производителей. Но никак не в качестве реаниматологов. При данном раскладе цепляться за евроактивы российским металлургам действительно нет особого смысла. Тем более что у них самих ситуация далеко не простая. По словам главы совета директоров НЛМК Виктора Лисина, сейчас в российском ГМК образовалась группа аутсайдеров, поэтому стоит ожидать банкротств. Бюджетной поддержки на всех не хватит, пояснил он. 

Тем не менее украинские акционеры ИСД категорически не хотят отказываться от Dunaferr. Понятно, что при его национализации рассчитывать на компенсацию в рыночном эквиваленте С.Тарута и О.Мкртчан не могут. С другой стороны, сейчас у предприятия уже нет прежних крупных заказов от японских автомобилестроительных компаний. А когда опять наступят лучшие времена - неизвестно. Кроме того, у ИСД остается в наличии польский метзавод ISD Huta Czestochowa, который сейчас тоже работает едва ли в половину от проектной мощности. Его загрузка после отладки оборудования могла бы возрасти в случае перенаправления на Польшу венгерских заказов корпорации, поскольку оба предприятия специализируются на плоском прокате. 

Таким образом, ИСД не теряла бы присутствия на рынке ЕС как производитель. Но сейчас корпорация предпочитает делать акцент на Dunaferr. По итогам января-ноября в Венгрию из Украины было экспортировано 1,02 млн тонн заготовки. Это в 2,5 раза больше, чем за тот же период 2012. Но, как видно, это никак не отразилось на намерениях владельцев комбината в Дунайвароше сократить издержки себестоимости венгерского проката. Иначе вопрос о сокращении на 20% персонала вообще не поднимался бы. За тот же период в Польшу поставлено 461,12 тыс. тонн заготовки, что на 38,7% больше, чем в январе-ноябре 2012. 

Выплавка стали на АМК и ДМКД за 11 месяцев 2013 суммарно составила 6,51 млн тонн. Таким образом, на отгрузку в Венгрию пришлось 15,7%, в Польшу - 7,1%. Конечно, найти рынок сбыта для этих 15,7% сейчас, в условиях остановки турецких металлопрокатных заводов, сложная задача. Тем более что ИСД всегда стремилась продавать прокат, а не полуфабрикаты для его производства. Но стоит ли ради этого идти на новый конфликт с российскими партнерами (если их не удастся убедить в своей правоте) - тоже вопрос интересный. Одним из вариантов компромисса могло бы стать выведение комбината Dunaferr из состава корпорации. 

Как это ранее уже было сделано с Днепропетровским трубным заводом и Краматорским металлургическим заводом, которые теперь контролируются украинскими акционерами ИСД. Но потянут ли они такую нагрузку? На базе КМЗ им. Куйбышева в доменном цехе О.Мкртчан сейчас готовится запустить собственное ферросплавное производство. А вот ДТЗ продолжает простаивать, и там прошли большие сокращения персонала. А венгерские власти как раз и выступают категорически против такого сценария.

Игорь Воронцов

Новые обещания