Тяга к монополиям: Яценюк нацелился на продажу активов обанкротившихся банков

26 Фев 2016 12:49

Поможет ли система СЕТАМ упорядочить торги.

В этом году стартует активная фаза распродажи активов банков-банкротов. Фонд гарантирования вкладов физических лиц планирует выручить за них не менее 7 млрд гривен. В минувшую среду, 23 февраля, премьер-министр Украины обратился к Национальному банку с предложением обязать ФГВ реализовывать все активы переданных ему банков на единой электронной площадке в системе Министерства юстиции – СЕТАМ. Поспособствует ли монополизация торгов имуществом обанкротившихся банков повышению эффективности продаж, разбирался Forbes.

«Можем сделать совместное (с НБУ) постановление, и фактически обязать Фонд гарантирования реализовывать исключительно в электронном режиме, исключительно на электронных торгах и на одной публичной площадке», – заявилАрсений Яценюк на заседании Кабинета министров в Киеве в среду. Он напомнил, что два месяца назад обращался к Фонду гарантирования вкладов с требованием навести порядок в реализации активов. Однако ФГВ его проигнорировал, и в итоге продает эти активы на 59 различных площадках.

Близкий к премьеру министр юстиции Павел Петренко добавил, что часть площадок – не электронные, и даже не имеют собственных сайтов. В то время как исполнительная дирекция ФГВ, подчеркнул Петренко, еще в мае 2015 года приняла решение о переходе к реализации имущества только на электронных площадках.

Стоит отметить: премьер-министр несколько исказил цифры. На сайте Фонда указано, что на данный момент аккредитовано всего 50 площадок, которые проводят электронные торги. 

СЕТАМ: за и против

Среди структур, аккредитованных Фондом, есть и СЕТАМ. «Фонд уже больше шести месяцев обеспечивает реализацию имущества ликвидируемых банков только на электронных площадках. Кроме того, ни у одной из площадок нет преференций, что подтверждается статистикой продаж (общий объем продаж за 2014-2015 годы – 1,2 млрд, свыше 80% из которых было реализовано уже на электронных площадках). СЕТАМ значительное время – фактически, с самого начала фазы активных продаж Фонда – является активным участником данного процесса», – парируют в ФГВ.

В системе СЕТАМ нет коррупции. Напротив, ее внедрением Министерство юстиции уничтожило коррупционный бизнес в сфере реализации арестованного и конфискованного имуществаВиктор Вишнев, и.о. гендиректора СЕТАМ

Участников рынка торгов инициатива премьера не радует. Вчера, после заявления Яценюка, в адрес самой системы СЕТАМ последовали жесткие обвинения. Директор ассоциации «Биржевые и электронные площадки» Олег Падалка на брифинге, посвященном этому вопросу, напомнил, что когда СЕТАМ запустили как электронную систему, в Минюсте обещали прозрачность торгов.

«И что? Посмотрите, что о торгах пишут сами покупатели: на форуме СЕТАМ – жалоба на жалобе. Продают автомобили без ключей, без колес, и даже без двигателей. Информация о лотах скрывается, к администраторам системы невозможно дозвониться, а получение бумаг превратилось в каторгу. Фактически, СЕТАМ не справляется либо не желает справляться с тем объемом продаж, которые имеет. Что же будет, если ей дать еще имущества на десятки миллиардов? Возможно, это была неудачная шутка премьера?» – предполагает Падалка.

В СЕТАМ категорически отвергают все претензии и называют себя прогрессивной площадкой. «Еще раз подчеркиваю, СЕТАМ – это в первую очередь прогрессивная и абсолютно прозрачная система торгов. Каждый желающий имеет право выбора: просто наблюдать за ходом торгов, либо же зарегистрироваться, заплатить гарантийный взнос и принять участие в торгах. В системе СЕТАМ нет коррупции. Напротив, ее внедрением Министерство юстиции уничтожило коррупционный бизнес в сфере реализации арестованного и конфискованного имущества», – подчеркивает и.о. гендиректора СЕТАМ Виктор Вишнев.

Вишнев также отмечает, что коммерческие намерения у системы – не в приоритете. «На сегодняшний день каждая площадка торгует по собственным правилам, что усложняет участие клиентов, которым приходится разбираться в разных правилах бирж. Единая площадка для реализации активов неплатежеспособных банков устранила бы данную проблему. Не стоит забывать, что у ГП «СЕТАМ» как государственного предприятия есть публичная функция – содействие выполнению функций государства, осуществляя которую, мы часто принимаем на торги неликвидное имущество. Его реализация не приносит нам прибыли. На это коммерческие площадки не пойдут ни в коем случае, ведь получение прибыли – их единственная цель», – указывает он.

Информация о лотах скрывается, к администраторам системы невозможно дозвониться, а получение бумаг превратилось в каторгу. Фактически, СЕТАМ не справляется либо не желает справляться с тем объемом продаж, которые имеет. Что же будет, если ей дать еще имущества на десятки миллиардов?Олег Падалка, директор ассоциации «Биржевые и электронные площадки»

Однако эксперты не согласны с утверждением о прогрессивности системы СЕТАМ. «У СЕТАМ много недостатков. Если уж что-то чем-то заменять, то тем, что уже доказало свою эффективность. В данном случае ничего похожего я не вижу. Есть масса способов проводить эффективные аукционы, и это тот случай, когда не надо пытаться загнать всех в одну несовершенную систему, а стоит выставить какие-то общие критерии и более жестко контролировать их исполнение. То, что Фонд, мягко говоря, неэффективно продает имущество, это ни для кого не секрет. Но я не слыхал, чтобы Исполнительная служба, которая использует СЕТАМ, показала большую эффективность», – констатирует эксперт Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников.

«По моему мнению, Яценюк предлагает коррупцию победить коррупцией, но уже монополизированной. Действительно, при продаже активов неплатежеспособных банков допускается масса нарушений, цель которых – добиться, чтобы в торгах было как можно меньше участников. Это достигается созданием искусственных сложностей при ознакомлении потенциальных покупателей с продаваемыми активами, а также с помощью уменьшения сроков между объявлением о продаже имущества и самим конкурсом-аукционом, который может достигать всего 10 дней – даже в отношении активов на сотни миллионов гривен», – говорит председатель ОО «Реформы против коррупции» Анатолий Родзинский, добавляя, что аналогичные проблемы возникают и при продаже Минюстом арестованного имущества через систему СЕТАМ.

В свою очередь, и.о. гендиректора СЕТАМ апеллирует к борьбе с пагубными механизмами, которые применяются нечистыми на руку покупателями. «Учитывая высокую плотность торгов, мы столкнулись в том числе с недобросовестными участниками: действуя группами, они искусственно увеличивали максимальную ставку до заведомо нерыночной, а затем, отказываясь от победы, пытались приобрести активы по цене ниже рыночной. Такие действия не являлись нарушением Порядка торгов, но вызывали определенный негатив у добросовестных участников», – рассказывает Вишнев.

В связи с этим, по его словам, была разработана и внедрена так называемая «Особенная ставка», которую каждый участник может поставить один раз за одни торги, но размер которой вне зависимости от хода торгов может быть ниже или выше максимальной цены. 

Альтернатива: центральная база данных ФГВ

На вчерашнем брифинге участники рынка напомнили о круглом столе, который состоялся две недели назад в помещении ФГВФЛ. Во время встречи заместителя директора-распорядителя Фонда Андрея Кияка и руководителя Департамента консолидированных продаж и управления активами Юлии Берещенко с участниками рынка активов ликвидируемых банков обсуждался вариант введения системы реализации банковских активов, аналогичный системе прозрачных госзакупок.

Есть масса способов проводить эффективные аукционы. То, что Фонд, мягко говоря, неэффективно продает имущество, ни для кого не секрет. Но я не слыхал, чтобы Исполнительная служба, которая использует СЕТАМ, показала большую эффективностьЕвгений Олейников, эксперт Экономического дискуссионного клуба

В частности, предлагалось ввести Центральную базу данных (ЦБД) Фонда с открытым API, к которому смогут подключаться все аккредитованные ФГВ электронные площадки, в том числе и СЕТАМ, и любые другие, даже международные.

«Эту идею предложил Фонд, ее поддержал рынок, и в поддержку высказались представители пострадавших вкладчиков. Ведь логично, что Фонд должен обладать центральной базой данных всех объектов на продажу. А вот реализацией – на условиях равного доступа к базе данных – должны заниматься профессиональные электронные площадки, аккредитованные Фондом», – объясняет директор Товарной биржи ИННЕКС Павел Лисечко.

То, что процедуры продажи активов банков-банкротов нуждаются в изменениях, никто не отрицает, однако вряд ли идея правительства может поспособствовать более эффективной реализации. «Наилучший выход из создавшейся ситуации – это корректировка правил продажи как арестованного Минюстом имущества, так и активов ликвидируемых банков. Пока же Яценюк предлагает коррупционные потоки перевести из-под контроля одной структуры – в другую, контролируемую его соратником, министром юстиции Павлом Петренко. Ни банки, ни покупатели, ни Фонд гарантирования, а главное – украинцы, от этого ничего не выиграют», – резюмирует Родзинский.

Новые обещания