Пресса под прессом?

2 Июл 2012 00:00

Утром 27 июня в редакцию 'Левого берега' пришел следователь Печерской прокуратуры. Его визит был вызван заявлением народного депутата Владимир Ландыка. Шеф-редактор ЛБ Соня Кошкина заявила о политической расправе над прессой. А международные наблюдатели заговорили о сворачивании свободы слова в Украине.

Покушение на 'гостайну'

Причиной, по которой нардеп-'регионал' и отец скандально известного Романа Ландыка обратился в прокуратуру, проста: он считает, что издание, которое обнародовало его смс-переписку, совершило 'нарушение тайны переписки в отношении государственных либо общественных деятелей'. Правда, в отличие от газет из медиа-империи Руперта Мердока, 'Левый берег' получил свои данные не нарушая законов: фотограф ЛБ Максим Левин сфотографировал экран мобильного телефона Ландыка.

Подобным способом наполняют новостные ленты своих агентств многие фотографы, работающие в Верховной раде. Народные депутаты, в свою очередь, знают, что за ними в зале ведется наблюдение. Поэтому самые важные вопросы предпочитают решать в других местах. Однако Ландык, который в тот день пытался решить вопрос с кампанией в поддержку своего сына (тогда как раз был скандал с избиением Ландыком-младшим Марии Коршуновой), посчитал, что нарушена его переписка как 'государственного деятеля'. Примечательно, что в тот день - 18 ноября - парламент принимал закон о выборах. Да и переписка Ландыка не относилась к делам государственным. Однако это не помешало ему подать заявление в прокуратуру, а последней - начать расследование, сооющают Подробности.

Однако при ближайшем рассмотрении дела возникает ряд вопросов. Во-первых, по словам Ландыка, он подал заявление тогда, когда опубликовали его переписку. 'Да, я написал на вас заявление! Причем сразу! Сразу после публикации! А почему прокуратура только сейчас собралась проверять, я не знаю', - цитирует пострадавшее издание самого Ландыка. И действительно, прокуратура взялась за дело спустя восемь месяцев. Причину такой медлительности прокуратура не пояснила. Как и то, отчего дело начато в отношении трех человек: фотографа Максима Левина, главного редактора Олега Базара и шеф-редактора LB.ua Ксении Василенко (более известной под псевдонимом Соня Кошкина).

Медиа-юристы уверяют: никакого преступления в опубликованной переписке нет. 'По моему мнению, какого-либо нарушения законодательства в действиях журналистов не было. Потому что они фактически находились на рабочем месте, проводили съемку того, что было в сессионном зале', - цитирует издание адвокат Института развития региональной прессы Людмила Панкратова. 'Был большой общественный интерес к тому, что писал Ландык в своих СМС. И этот интерес заключался в том, каким его сыну образом избежать ответственности или уменьшить ответственность за то преступление, которое он совершил. Именно в этом является общественный интерес, и потом журналист имел право и должен был эту переписку опубликовать', - уверена она. Да и коллеги-журналисты поддерживают 'Левый берег'. 'Я работаю в украинском парламенте 10 лет, и всегда прошу оператора снимать не только то, что говорят политики, но и то, что они делают. Это показывает их отношение друг к другу и к обсуждаемой теме', - отмечает парламентский корреспондент СТБ Ольга Червакова. 'Если бы деятельность журналиста в ложе прессы хотя бы немного противоречила действующему законодательству ... я бы ходила в прокуратуру чаще, чем на работу. И то же самое делал бы мой оператор, главный редактор и начальник юридического отдела', - резюмирует Червакова.

Сама Кошкина уверяет: заявление Ландыка - не главная причина, по которой ей и 'Левым берегом' заинтересовались в прокуратуре. За народным депутатом стоят люди повлиятельнее. 'Это из высших чиновников из администрации президента, его близкий друг - один из высших чиновников Кабинета министров... и непосредственный исполнитель - один из одиозных замов Генпрокурора, имеющий личный мотив для сведения счетов', - отметила шеф-редактор LB.UA По ее словам, чиновник из АП 'превратил в бизнес' то, что происходит в этом учреждении, и хочет 'заткнуть рот изданию', второй (очевидно, замгенпрокурора) - хочет подсидеть свое непосредственное начальство, третий - обижен на недавние публикации. В итоге Кошкина заявила, что не будет возвращаться в Украину до тех пор, пока не будут предоставлены гарантии безопасности ей и ее коллегам. 'Я не вернусь, пока не будет железобетонных гарантий того, что мне, моим партнерам и моим коллегам не угрожает опасность и не будет новых уголовных дел. Сейчас я готовлю письмо президенту Украины и генеральному прокурору, являющимися также жертвами тех, кто прикрывается их именами. Янукович и Пшонка должны найти управу на своих подчиненных, потому что это беспредел', - резюмировала журналистка. Впрочем, у критиков Кошкиной есть свои весомые аргументы.

Дело из ничего

'Левый берег' появился изначально как днепропетровское издание. Позже издание вышло на всеукраинский уровень. Руководителем проекта изначально был Вадим Омельченко - человек весьма примечательный. Он успел поработать в МВД, службе безопасности группы 'Приват' и аналогичной структуре корпорации 'Интерпайп', где стал вице-президентом. Параллельно Омельченко создал и возглавил Институт проблем управления имени Горшенина, который позже трансформировался в Gorshenin Group. Журналист Александр Чаленко в своем блоге на УП утверждает: Омельченко поддерживает неплохие отношения с рядом политиков, в частности - с советником президента Украины Анной Герман. 'Если бы они, эти репрессии, были, и если бы она их действительно испугалась, то ей ничего бы не стоило набрать на своей мобилке номер телефона или Левочкина (Сергей Левочкин - глава АП - ред.), или Ахметова (Ринат Ахметов - депутат Партии регионов - ред.), или Колесникова (Борис Колесников - вице-премьер-министр Украины - ред.), или Портнова (Андрей Портнов - руководитель Главного управления по вопросам судоустройства АП - ред.), с которыми она прекрасно знакома, с которыми находится в приятельских отношениях, и с которыми расцеловывалась, как только появлялась в Раде во второй половине нулевых', - недоумевает Чаленко.

Да и по словам Кошкиной - 'Левый берег' - не оппозиционное издание. 'Lb.ua никогда не было оппозиционным изданием. Равно как и провластным. Мы были и остаемся рупором гражданского общества. То есть, независимым, представляющим разные точки зрения, СМИ', - отмечала шеф-редактор Lb.ua. Кроме того, в современных условиях, когда Украину не устают критиковать за дело в отношении экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, новое дело, тем более, в отношении СМИ, в котором еще и замешан депутат от правящей партии, весьма негативно скажется для украинской власти. Тем более, прокуратура нагрянула в ЛБ еще до окончания чемпионата Европы по футболу, во время которого наблюдалось своеобразное 'затишье' в политической жизни страны - даже суд по делу Тимошенко перенесли. И вот, после визита прокурора в здание редакции СМИ международная организация 'Репортеры без границ' отметила ухудшение состояния свободы слова в Украине. Притом, резкое. Интересно, в заявлении 'Репортеров' пример ЛБ не приводился. Но такое совпадение вряд ли случайно. Для украинской власти такая критика особенно в преддверии выборов, которые будут проходить в условиях повышенного внимания со стороны международных наблюдателей, весьма негативна.

Обращает на себя внимание и тот факт, что ЛБ в последнее время не публиковал материалов, которые могут вызвать ненависть у кого-либо из власть имущих. В этом отношении публикации того же 'Корреспондента' об Александре Януковиче или 'Зеркала недели' о 'вышке Бойко' гораздо острее и действительно могут вызвать ненависть со стороны их главных героев. Да и связываться со СМИ в преддверии выборов и во время процесса над Тимошенко для любого политика из власти - губительно. Тем более, в деле, которое 'Левый берег' легко выиграет в суде. Впрочем, остается открытым вопрос, отчего прокуратура занялась этим делом спустя 8 месяцев после заявления. Впрочем, есть одно верное правило, особенно в отношении украинского политикума. Оно гласит - не стоит искать сложного замысла там, где дело ограничивается банальной глупостью. В любом случае, говорить о репрессиях в отношении ЛБ пока рано. А вот депутату Ландыку следует приготовиться в серьезному разговору с партийным начальством. Равно как и некоторым людям из прокуратуры.

Новые обещания