Об этом говорят: Крымские татары идут во власть. Предательство или необходимость?

3 Апр 2014 00:00

Когда 'зеленые человечки' только вошли на территорию Крыма, украинцы уверяли друг друга: крымские татары 'дом' не сдадут. На них почему-то жители материка возлагали надежду на 'воссоединение'. Но предполагать, что 280-тысячное население, без поддержки большинства крымчан, и, будем говорить прямо, без поддержки Украины, сможет противостоять российской армии, было, как минимум, непредусмотрительно. 18 марта в Кремле был подписан договор о вхождении полуострова в состав России.

А еще через десять дней крепость пала - крымские татары согласились на сотрудничество с российской властью. Кандидатуры в Совет министров АРК Меджлис уже озвучил, сообщает Главком

Но сам процесс принятия решения ознаменовался острыми дискуссиями. Часть делегатов не просто не поддержали своих представителей, а и потребовали созвать новый Курултай. Киевские крымские татары тоже остались недовольны и попросили хотя бы взять тайм-аут - до возвращения лидера крымско-татарского народа Мустафы Джемилева в Украину.

Решение войти в органы власти было принято на внеочередной сессии Курултая 29 марта. Если точнее, съезд разрешил Меджлису самостоятельно определиться с тем, стоит ли крымским татарам занимать должности в государственных органах власти.

1 апреля 2014 года на расширенном заседании Меджлиса был подписан документ 'О решении практических вопросов, связанных с обустройством крымско-татарского народа в реальных условиях Крыма'. По сути, это означало согласие на вхождение в Состав министров Крыма Ленуру Ислямову (в качестве первого заместителя председателя) и Зауру Смирнову (в должности председателя Республиканского комитета по делам национальностей и депортированных граждан). По результатам их двухнедельной деятельности вопрос целесообразности дальнейшего участия крымских татар в деятельности Совета министров будет снова рассмотрен.

Глава Меджлиса Рефат Чубаров подчеркнул, что это решение не носит признания политических, правовых, экономических и иных изменений, осуществляющихся в Крыму без согласия крымско-татарского народа. Плюс, каждый член Меджлиса, который пожелает (или которому поручат) идти работать в исполнительные органы власти, прекращает свое членство в Меджлисе. Своего рода маневр, который не позволит говорить о сотрудничестве непосредственно Меджлиса с органами власти. Но о единстве мнений говорить нельзя.

Опасения раскола

Несмотря на большое количество делегатов от России, многие из выступающих на сессии Курултая были против захода крымских татар во власть.

'На Курултае вопрос обсуждался очень бурно, - признал в комментарии 'Главкому' заместитель главы Меджлиса Нариман Джелялов. - Это острый вопрос для многих. Среди тех, кто выступал, действительно было больше противников такого решения'.

Но голосование показало иные результаты - 157 (из 250) делегатов высказались 'за'. Примерно половина из оставшихся воздержалась.

Решающим стало выступление собственника телеканала ATR, российского предпринимателя Ленура Ислямова. 'Диссидентом может быть один человек, два, пять... Но не весь народ. Мы просто окажемся вне закона... Если мы сейчас не будем работать с властью, как мы будем жить дальше в Крыму? Как будем решать элементарные наши проблемы?' - обратился бизнесмен к присутствующим. И рассказал, что он на себе уже почувствовал притеснения со стороны России. 'ATR оказался на передовой линии фронта и уже принял на себя первый удар', - отметил он и дал понять: такая же ситуация и с его бизнесом в России (поэтому он был вынужден перевезти свою семью из Москвы в Крым).

Ислямов сам выразил готовность создать команду, которая будет сотрудничать с властью, если того пожелает народ. 'Если вы скажете, чтобы я был вице-премьером, я буду защищать ваши интересы', - сказал он.

Так и случилось. Меджлисом было решено направить двух представителей во власть: Ленура Ислямова и Заура Смирнова. Последний был заместителем главы Меджлиса. Но 1 апреля написал заявление о сложении полномочий.

Еще на Курултае расстановка сил среди членов Меджлиса составила 22 к 9 в пользу сторонников сотрудничества с российской властью. Непосредственно на заседании Меджлиса один из последних отозвал свой голос и присоединился к тем, кто сразу выступал против сотрудничества с оккупантами. Эти люди заявили, что покинут Меджлис в случае сотрудничества последнего с российской властью, и потребовали созвать новый Курултай.

'Выбор не стоял как выбор между 'да' и 'нет', - смягчает разногласия Нариман Джелялов. - Много предлагалось вариантов между этими позициями. Те, кто голосовали 'против', не голосовали 'против' категорически. Они просто выступали за то, чтобы Меджлис делегировал людей во власть только после того, как убедился, что будет гарантирована реализация и действие законодательных актов крымской власти'.

Настроения, сложившиеся в обществе - среди крымских татар, по его мнению, примерно соответствуют пропорционально разделению голосов на Курултае и в Меджлисе. Однако простые крымские татары допускают: готовых сотрудничать с властью - пока меньшинство.

Нариман Джелялов уверяет, что о расколе среди крымских татар говорят люди, 'которые хотят об этом говорить'. Но допускает, что 'опасения раскола есть, однако все понимают необходимость принятого решения'. 'Сейчас общими являются иные задачи: референдум и предложения в законодательные акты, уже в защиту крымских татар', - отметил он.

У киевских крымских татар позиция более принципиальная. 'Трудно осуждать и критиковать решение, принятое в Крыму. Ситуация, действительно, очень тяжелая, и нужно искать пути решения, - отметил в комментарии 'Главкому' ответственный за работу Координационного центра крымских татар в Киеве и временно исполняющий обязанности председателя правления ОО 'Землячества крымских татар в Киеве' Алим Велиуллах. - Но киевские крымские татары не поддерживают позицию входа во власть'.

На это, как минимум, есть две причины.

Первая - потому как решение было принято в отсутствие лидера крымско-татарского народа Мустафы Джемилева. Он, действительно, до этого не пропускал заседания Курултая. Однако 29 марта был на заседании Совета безопасности ООН. К тому же, самопровозглашенные власти Крыма объявили Джемилева персоной нон грата. 'Такие решения должны приниматься более сплоченно', - отметил и.о. главы крымских татар в Киеве.

Вторая - Ленур Ислямов - гражданин России. 'В его понимании он не предавал Родину, у него российский паспорт', - отметил Алим Велиуллах.

Кто кого сдал?

Вопрос 'предательства' перед крымскими татарами сейчас, действительно, стоит.

Осторожно по поводу решения Курултая и Меджлиса пока высказался Мустафа Джемилев. 'Столько было украинских подразделений, и высшим проявлением патриотизма солдат была сдача оружия, но только пели гимн Украине. Если так собираются защищать Крым, территориальную целостность, на что мы можем рассчитывать?' - задался вопросом он. И допустил, что оккупация Крыма продлится, может, еще долгие годы, 'а народу надо как-то существовать, решать проблемы'.

Он отметил, что крымские татары видят свое будущее в составе украинского государства, но против целесообразности наличия своих людей во власти не выступил.

Однако не обошел он и другую сторону вопроса - коллаборационизм (сотрудничество с оккупационной державой и ее представителями во вред госинтересам Украины - 'Главком'). Понятие вошло в готовящийся законопроект по Крыму - 'Об оккупированных территориях'.

В адрес крымских татар, поддержавших сотрудничество с властью, уже полетели обвинения в предательстве и 'сдаче' Крыма.

'Сотрудничество с незаконными властями, тем более, с бандитскими властями. И это очень противно. И тут, конечно, мнения разделились', - признал нардеп.

Деятельность крымских татар в данной ситуации, уверен Нариман Джелялов, нельзя считать коллаборационистской. Тем более, на защиту крымских татар Украина особо не спешила.

'Крымские татары должны встретиться с разработчиками проекта, объяснить им ситуацию по Крыму, которая, видимо, из Киева видится немножко по-другому, - отмечает он в комментарии 'Главкому'. - Должно быть очень четко прописано, кто такие коллаборанты. Иначе таким законом в духе сталинского режима все населения Крыма назовут преступниками - исходя из изначальных формулировок. Мы сегодня живем в вынужденной ситуации, мы вынуждены вопреки своим убеждениям принимать такие решения ради сохранения не только крымских татар и всех жителей Крыма, но и ради невозможности вооруженных столкновений. И нельзя нас за это называть преступниками'.

29 марта, на той же сессии Курултая, также было принято решение о создании в Крыму автономии. Правда, в рамках какой страны - не уточнялось. Однако Глава Меджлиса Рефат Чубаров отметил, что крымские татары обращаются ко всем государствам, но особенно к тем, 'на территории которых есть субъекты Федерации и в основу создания этих субъектов положены права титульных народов, проживающих на этих территориях'. Он также озвучил готовность встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным: 'С кем это обговаривать, как ни с президентом той страны, которая здесь установила свое правовое поле'. Но в то же время дал понять, что одним из первых должен откликнуться на призыв парламент Украины.

Но парламент - молчит. А в то время, когда крымские татары все еще выступают за присоединение Крыма к России, российские власти обещают им расширить права.

Крымские татары признаются: тяжело, по факту, жить в России - российские флаги, время, деньги, давление со стороны пророссийски настроенных крымчан. Еще тяжелее - противостоять. Если жители материка только условно опасаются возможного вторжения российских войск, то Крым с этим уже живет.

'Украина должна была бы хоть пытаться создавать максимально комфортные условия для того, чтобы проукраински настроенные жители Крыма, среди которых большинство крымских татар, чувствовали себя защищенными, связанными с Украиной, а не наоборот, - соглашается с Чубаровым его заместитель Нариман Джелялов. - Нужно создавать условия, чтобы в какой-то момент удачного стечения обстоятельств для Украины Крым (если на то будет воля коренного народа Крыма), вернется в ее состав'. Пока же, по его словам, крымские татары слышат лишь предложения в стиле: 'Ну, хорошо, Крым - ваша Родина, но приезжайте на материк, мы вам поможем обустроиться. Как это понимать?'.

'Лучше умереть здесь, чем снова подвергаться депортации', - высказался в самом начале крымского конфликта Мустафа Джемилев. И этим, по сути, выразил мнение всего народа.

Крымские татары, которые уже высказались в поддержку решения Курултая и Меджлиса о сотрудничестве с российскими властями, уверены, что пройдет немного времени, и несогласные к ним присоединятся. Позиция проста: несмотря на то, что 'будущее - с Украиной', приходит понимание реалий и того, что искать точки соприкосновения с новой властью все равно придется - рано или поздно.

Новые обещания