Об этом говорят: Чем четвертый министр обороны Степан Полторак будет отличаться от трех предыдущих

14 Окт 2014 00:00

Полтора месяца - таков средний срок пребывания в должности министра обороны Украины. За последние семь месяцев глава оборонного ведомства меняется в четвертый раз. 13 октября президент внес в парламент кандидатуру генерал-полковника Степана Полторака, который с 19 марта 2014 года исполнял обязанности командующего Национальной гвардией Украины.

Валерий Гелетей, руководивший Минобороны с 3 июля, накануне подал рапорт об отставке. В статусе главы Нацгвардии Полторак добился определенных успехов. 'Обеспечение в гвардии работает намного эффективнее [чем в армии]. Даже если взять подготовку к зиме, то за неделю до контрольного срока (10 октября) гвардейцы рапортовали, что они готовы.

Как показывали инспекции, это соответствовало действительности', - констатирует Дмитрий Тымчук, лидер общественного движения 'Информационное сопротивление', оговариваясь, что нужно сделать скидку на гораздо меньший масштаб Нацгвардии по сравнению с регулярной армией. При этом Нацгвардию обошли коррупционные скандалы - а такое о себе могут сказать не многие ведомства.

Достаточно ли этого, чтобы возглавить Министерство обороны? Мнения разделились.

Сняли с Нацгвардии 

Тымчук напоминает, что в команде Порошенко изначально не было военных специалистов, поэтому проблема заполнения военных вакансий стояла остро. 'Но нынешнее назначение - решение на голову выше, чем предыдущие, - считает Тымчук. - Если в армии пойдут те же позитивные процессы, которые происходят в Нацгвардии, это будет однозначно на пользу державе'. Он не видит ничего настораживающего в частых ротациях на этом посту - министр обороны, вопреки всеобщему заблуждению, не является главным военным страны, и его замена не несет рисков для оборонной способности государства. 'По законодательству и логике процесса, главный военный в стране  - начальник Генштаба. Министр обороны играет роль администратора', - поясняет он.

Тем не менее различия между армией и Нацгвардией слишком разительны, чтобы их игнорировать. 'Скажу одно - внутренние войска, милиция и армия - это немного разные вещи. Ничего хорошего из этого [назначения] не получится', - сказал Forbes высокопоставленный военный на условиях анонимности.

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций, не исключает, что со временем Полторак может стать эффективным и в Минобороны, но в текущей ситуации у Украины этого времени нет. 'Если он эффективно проявил себя на должности руководителя Нацгвардии, то лучше бы за ним ее и сохранить. На должность министра нужно было назначить такого же успешного, только из Минобороны, - подчеркивает он. - Функциональные задачи Нацгвардии (которая, действительно, возможно, благодаря Полтораку, хорошо себя проявила и начала функционировать) и армии, мягко говоря, отличаются'. По его словам, это назначение - пример того, что компетентность в профильной для должности сфере не была взята за основу.

Милицейский кадровый резерв - сейчас самый востребованный в стране. Новоназначенные губернаторы Луганской и Донецкой областей Геннадий Москаль и Александр Кихтенко, соответственно, оба выходцы из системы МВД. 'Реформирование армии с кандидатурой Сергея Полторака выглядит как превращение ее в милицию. У меня складывается впечатление, что вместо военного положения президент вводит в стране милицейское состояние', - говорит Бала.

Успехи в другом ведомстве, даже смежном, не гарантируют авторитета среди военных. 'Определенный авторитет, который Полторак заслужил в гвардии, на 100% не перенесется сразу на армию', - полагает Тымчук. 'В армии существует свое отношение к генералам милиции. Наверное, в армии к приличным, достойным и порядочным [армейским] генералам априори отношение лучше, чем даже к хорошим генералам из других ведомств', - вторит ему Виталий Бала.

Forbes проанализировал работу трех предыдущих министров обороны Украины и ожидания от работы четвертого.

Игорь Тенюх

Воинское звание: адмирал
Возраст: 56 лет
Период пребывания в должности: 27 февраля - 25 марта

'Крым был, есть и будет нашей территорией. Украинские военные будут там до полного выполнения своих задач', - Игорь Тенюх, 17 марта 2014 года.

Адмирал Тенюх обязан назначением в Минобороны не только своим профессиональным качествам, но и партийной квоте партии 'Свобода', от которой он шел. 'Его назначение было связано с политической целесообразностью', - поясняет Виталий Бала. Восстанавливать военные навыки ему пришлось уже в режиме реального времени. 'Из рассказов генералов я знаю, что при Тенюхе по несколько часов проходили совещания, в то время как  решения необходимо было принимать за условные полчаса. Ему необходимо было разбираться в ситуации и выслушивать большое количество докладов. Еще не факт, что эти доклады были достоверными', - говорит он.

Министром обороны Тенюх пробыл меньше месяца - в этот период и уложилась вся 'тихая крымская война' с Россией, закончившаяся аннексией полуострова.

'Мы лишились Крыма, прежде всего, потому, что ВСУ, в данном случае Войска береговой обороны и экипажи кораблей, просто оказались неспособными оказывать сопротивление. Мы просто сдали Крым, - констатирует Тымчук. - Устав гарнизонной караульной службы четко описывает случаи применения оружия без предупреждения. Когда захватывали даже охраняемые объекты, часовые просто не стреляли'.

Но полностью возлагать за это ответственность на министра обороны нельзя. 'Войска были деморализованы, психологически не готовы к применению оружия. Трудно определить эффективность Тенюха - непонятно, где заканчивается его вина и начинаются объективные факторы', - указывает Тымчук. По его словам, если бы у министра было два-три месяца на 'раскачку', спрос с него был бы выше, но в условиях 'сегодня - назначение, завтра - первая за 23 года война' винить его за неудачу сложно. 'В этой ситуации проблематично сделать его крайним', - признает Тымчук. 

Михаил Коваль

Воинское звание: генерал-полковник
Возраст: 58 лет
Период пребывания в должности: 25 марта - 3 июля

'К сожалению, я должен констатировать, что система патриотического воспитания в нашей стране оставляет желать лучшего', - Михаил Коваль, 30 мая 2014 года.

'Украина как никогда стоит на пороге широкомасштабной агрессии со стороны нашего северного соседа', - Михаил Коваль, 14 июля 2014 года.

При Михаиле Ковале украинская армия заново училась воевать, и делала это неплохо. Правда, как и его предшественник Игорь Тенюх, и последователь Валерий Гелетей, Коваль не выполнил ключевой задачи - не провел чистку кадров в армии.

'Лучше всего посту министра обороны соответствовал генерал Коваль. Он сам ездил на места, понимал ситуацию и что нужно делать', - вспоминает Виталий Бала. По его мнению, успехи Коваля на этом посту объясняются тем, что он досконально знал специфику украинских вооруженных сил, и будучи профессиональным военным, не покидал армию надолго - на момент назначения он был 'вмонтирован' в военную систему, хоть и относился к погранвойскам.

Тем не менее, его заслуга неоспорима - из растерянного солдата времен Тенюха Коваль создал боеспособную единицу. 'С другой стороны, оставалась куча старых ставленников, коррупционеров до мозга костей. Как раз в плане коррупции позитивных изменений в системе управления не было произведено', - констатирует Дмитрий Тымчук. 

Валерий Гелетей

Воинское звание: генерал-полковник
Возраст: 47 лет
Период пребывания в должности: 3 июля - 12 октября

'Парад победы мы проведем в украинском Севастополе', - Валерий Гелетей, 3 июля 2014 года.

'По неофициальным каналам российская сторона уже несколько раз угрожала, что в случае продолжения сопротивления они готовы применить против нас тактическое ядерное оружие', - Валерий Гелетей, 1 сентября 2014 года.

На период каденции Валерия Гелетея в качестве руководителя оборонного ведомства пришлись наиболее неоднозначные стратегические и тактические решения в военной кампании. Небольшой городок в Донецкой области - Иловайск - стал синонимом бессмысленной гибели украинских военных и непрофессионального командования. Оценка погибших в Иловайском котле - от 200 до 1000 человек. Неофициальная версия - ошибки в военном руководстве. Официальная пока не озвучена. 

К 24 августа - моменту прямого вторжения - украинские войска уже научились воевать и способны были отразить нападение. 'Вопрос именно к Гелетею - почему он 23-24 августа, когда Россия массово ввела свои подразделения на территорию Донбасса, никаких решений вообще не принимал? Это трагическая ошибка, - подчеркивает Тымчук. - Иловайск - лишь апофеоз этого ступора'.

По его словам, на фоне того, что в период руководства Гелетея  Минобороны Украина потеряла еще часть территорий, об успешности его работы говорить не приходится.

По мнению Виталия Бала, Гелетей, будучи на долгое время исключенным из военной системы, был вынужден подкреплять, а то и основывать свои решения на рекомендациях советников. 'Как по мне, все свои решения Гелетей, как и Тенюх, принимал в результате тех или иных советов советников. Невладение ситуацией никогда не даст возможности принять правильное решение, особенно быстро', - объясняет он.

Степан Полторак

Воинское звание: генерал-полковник
Возраст: 49 лет
Период пребывания в должности: кандидат на пост

'Сильная армия является гарантом мира, и я сделаю все возможное для того, чтобы наша армия была действительно крепкой, быстрой, продуктивной, подготовленной и технически оснащенной', - Степан Полторак, 13 октября 2014 года.

Успешный опыт в Нацгвардии не является гарантией его повторения в армии, но сам формат войны, в которую вовлечена Украина, нетипичен. И отсутствие 'правильного' военного опыта может оказаться плюсом. 'В формате гибридной войны, который нам навязывает Россия, сейчас приходится действовать в новых  условиях. Нацгвардия выполняет многие функции, которые выполняет и армия. Человек, хорошо проявивший себя в роли руководителя Национальной гвардии, может себя хорошо проявить и в роли армейского руководителя', - предполагает Дмитрий Тымчук.

Настороженное отношение, которым Полторак обязан своим статусом выходца из МВД, может быть сломлено эффективной работой и готовностью к реформам. 'Армия хотя и инертна, но очень чувствительна к преобразованиям, стремится к позитивным переменам. Если армия будет видеть, что происходящие под его руководством процессы идут ей на пользу, то это будет оценено, - считает Тымчук. - Если у него поднимется рука на то, чтобы провести кадровую чистку и вычистить лишние элементы из органов управления 'наверху', это будет очень позитивно воспринято 'внизу'.

Виталий Бала уверен: сейчас армии нужен человек, досконально знающий систему, который прошел путь от командира взвода до генерала в вооруженных силах. Все это - не о новом министре обороны. 'Потому это назначение выглядит, как по мне, достаточно странным. Я не верю в то, что в Украине нет [армейских] генералов, которые были бы достойными в этот момент возглавить ВСУ и Минобороны', - говорит он. И напоминает, что помимо собственно боевых действий, пост министра обороны предполагает его участие в реформах ВПК, и здесь без опыта работы в армейской системе, которого у  кандидата на пост главы Минобороны недостаточно, не обойтись. 

Автор материала: Анна Ковальчук, Богдан Хлимоненко

По материалам: Forbes.ua

Новые обещания