«Нафтогаз» начал банкротить Дмитрия Фирташа

5 Фев 2015 12:41

Этот процесс может сыграть на руку «венскому узнику», позволив заморозить возврат долгов на неопределенное время.

17 января Хозяйственный суд Черкасской области принял к рассмотрению иск компании "Газ Украины" - "дочки" НАК "Наф­тогаз України" - к черкасскому ПАО "Азот" о признании его банкротом.

 Дело о банкротстве крупнейшего производителя минеральных удобрений Укра­ины, который принадлежит Ost­chem Holding Дмитрия Фирташа, пока не возбуждено. По данным источников "ДС", ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов и одновременно процедуру распоряжения имуществом должника планировалось 30 января, но суд перенес заседание, на котором будут рассмотрены требования "Газа Украины". Ни представители кредитора, ни его оппоненты этот процесс пока не комментируют.

"Нафтогаз України" и его "дочка" взяли в оборот химический бизнес Фирташа летом прошлого года. Тогда премьер Арсе­ний Яценюк заявил, что общая сумма задолженности компаний Фирташа перед предприятиями украинской энергетики составила около 6 млрд грн. "Мы начали судебные процессы относительно всех долгов и будем делать все, чтобы восстановить справедливость", - заявил он. Вскоре после этого Хозяйственный суд Луганс­кой области принял решение о взыскании с северодонецкого комбината "Азот" более 500 млн грн. за газ, поставленный в 2010 г., и вступил в силу вердикт о взыскании 440 млн грн. газовой задолженности с "Ровно­азо­та". А в июле наступила очередь черкасского "Азота" - тогда Киевский апелляционный хо­­зяй­ст­венный суд подтвердил решение образца 2011 г. о взыскании с этого предприятия в пользу "Газа Украины" 181 млн грн. долга. Через месяц этот вердикт оставил в силе Высший хозяйственный суд.

Несмотря на выигранные судебные разбирательства, своих денег "Газ Украины" до сих пор так и не получил. Комбинаты Фирташа сначала старались затягивать процессы, а затем освоили новую тактику: стали просить суды об отсрочке платежей, мотивируя это тяжелым финансовым положением и угрозой банкротства. Первым такую схему начал отрабатывать "Ровноазот", который в июле прошлого года уговорил Хозяйственный суд Ровенской области отсрочить на пять лет выплату почти 400 млн грн. долга "Нафтогазу України". В ноябре НАК добилась отмены этого вердикта в Высшем хозсуде, но завод не сдался, и 17 декабря все в том же хозсуде добился отсрочки уже на один год. Таким же путем попытался пойти и черкасский "Азот" - предприятие попросило отсрочить возврат долга "дочке" НАКа на 10 лет, ссылаясь на то, что оно работает в убыток, а взыскание требуемой суммы "грозит ему остановкой и банкротством. Но суды отклонили эту просьбу.

Юристы "Азота" как в воду глядели - уже через несколько недель "Газ Укра­и­ны", устав ждать денег, решил инициировать процесс банкротства своего должника. Причем, по данным источников "ДС", это только начало "большого пути". Газовая компания планирует начать аналогичные процессы в отношении остальных должников из группы Фирташа - "Ровноазота" и северодонецкого "Азота". К ним, скорее всего, присоединится и горловский концерн "Стирол", иск о взыскании 1,1 млрд грн. с которого в пользу "Газа Украины" был подан недавно в Хозяйственный суд Киева. Хотя какие-либо перспективы взыскать долг с останов­лен­ного предприятия, находящегося на подконтрольной террористам ДНР территории, отсутствуют.

Другое дело, что эти процессы могут сыграть на руку "венскому узнику" и его бизнес-группе. С началом банкротства вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, позволяющий при желании заморозить возврат долгов и начисление пени и штрафов на них на неопределенное время. Для того же черкасского "Азота", общая сумма задолженности которого на начало 2014 г. превысила 7 млрд грн., такое развитие событий окажется весьма выгодным. Ведь, несмотря на значительные долги перед структурами "Нафтогаза Укра­ї­ни", шансов на то, что НАК получит контроль над комитетом кредиторов предприятия, нет. Боль­шую часть долга "Азота" напрямую контролируют структуры Ostchem Holding, которые на протяжении последних лет монопольно снабжали его газом, и опосредованно - российский Газпром­банк, которому Фирташ, по неофициальным данным, должен до $3 млрд. 

Соответственно, руками "Газа Украины" "венский узник" может заморозить процесс банкротства своих комбинатов, общая сумма задолженности которых приблизилась к 50 млрд грн., на неопределенное время или вообще сделать ход конем. Подписав, например, мировое соглашение от имени комитета кредиторов с должником, по которому выплата долгов "Газу Украины" будет рассрочена на долгие годы. Для этого, правда, сначала нужно подружиться с распорядителем имущества предприятия, что не выглядит невыполнимой задачей. Как выяснила "ДС", на эту роль претендует арбитражный управляющий из Донецка Янина Геза, которая имеет богатый опыт участия в процессах банкротства, не нарушающих интересы акционеров должников. Например, Свердловского машиностроительного завода, входившего в орбиту Рината Ахметова, который благополучно пребывал в процессе банкротства под присмотром Гезы на протяжении последних семи лет.

Новые обещания