Мнение: Кого должны напугать «зеленые человечки» в Сирии

17 Сен 2015 15:21

Кремль не опровергает слухи о появлении «зеленых человечков» в Сирии: эта сцена нескончаемой трагедии для России — драгоценный шанс выйти из изоляции после украинской авантюры.

Кремль не опровергает слухи о появлении «зеленых человечков» в Сирии: эта сцена нескончаемой трагедии для России — драгоценный шанс выйти из изоляции после украинской авантюры. Путин говорит, что обдумывает создание коалиции для разгрома ИГИЛ и способы добиться компромисса между недружными сирийскими фракциями, и в итоге он может взять верх, считают некоторые эксперты: гигантская угроза со стороны ИГИЛ перевесит и тревогу за будущее Украины, и опасения из-за Асада.

«Большая российская автоколонна, по сообщениям, продвигалась через Центральную Сирию в среду, и это породило новые заявления о том, что возобновление российской поддержки терпящему поражение режиму Асада может привести к фактическому началу Москвой военных действий», — пишет The Guardian.

Группировки сирийской оппозиции утверждают, что в автоколонне находились российские войска, направлявшиеся к пригородам города Хамы. 

Гражданский журналистский проект Bellingcat заявил, что фотографии российской передвижной установки, создающей помехи связи, сделанные в районе Латакии, доказывают, что наращивание военных сил идет полным ходом, пишет inforesist.org

Как указал Питер Харлинг, аналитик International Crisis Group, россияне оказывали политическую поддержку сирийскому режиму с самого начала, но «им пришлось принимать новые меры в военном отношении и в сфере безопасности, поскольку режим теряет силу», «Иран не хочет активизировать свои действия на важном этапе в отношениях с американцами», а «силы «Хизбаллы» уже задействованы в полном объеме».

Россия действует активнее на фоне многочисленных дипломатических маневров вокруг будущего Сирии и международных усилий по борьбе с ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — Прим. ред.). «В среду госсекретарь США Джон Керри заявил, что его российский коллега Сергей Лавров предложил провести переговоры между российским и американским военным командованием, чтобы минимизировать потенциальные столкновения в регионе, где действуют силы обеих стран», — говорится в статье.

«Путин представляет весь пакет мер как часть глобальных и региональных усилий по борьбе с ИГИЛ», — говорит Дэвид Баттер, аналитик из Chatham House. Но, по его мнению,

«первая задача (России) состоит в обеспечении того, чтобы повстанцы, обосновавшиеся в Идлибе, не добрались до Латакии. Если повстанцы доберутся до Латакии, Тартус окажется под угрозой и России, возможно, придется отказаться от доступа к военно-морской базе и другим объектам».

«Высокопоставленные российские чиновники неоднократно говорили своим коллегам в арабском мире, что их позиция — это, в первую очередь, следствие вторжения в Ливию под эгидой США в 2011 году, которое Москва рассматривала как некий маневр и угрозу ее влиянию», — говорится в статье.

«Возможно, «зеленые человечки» появились снова — на сей раз в Сирии, где Владимир Путин замышляет очередную международную авантюру», — пишет журналистка The Financial Times Рула Халаф. Пока нет явных доказательств участия россиян в боевых действиях в Сирии, «но подозрения сгущаются, а Кремль, что любопытно, не старается развеять предположения».

Путин заставил западных политиков делать то, что он хочет, — гадать, каковы его намерения, полагает автор, выдвигая несколько версий. 1. За счет Сирии Путин пытается отвлечь внимание от Украины и добиться, чтобы Запад смягчил давление на Кремль. 2. Россия готова любой ценой обеспечить сохранение режима Асада. 3. Видя, что режим Асада рушится, Москва хочет застолбить за собой влияние в «постасадовскую эпоху».

Теоретически угроза, которую несет ИГИЛ, — вполне достаточное основание для сближения США и России. «Проблема в том, что Москва предлагает для борьбы с ИГИЛ вступить в партнерство с режимом Асада, а США считают этот режим одной из причин появления ИГИЛ», — говорится в статье.

По мнению Халаф, самое реалистичное объяснение таково: Москва восприняла хаос в Сирии как шанс поиграть мускулами и расширить влияние на Ближнем Востоке, а следующие шаги и их последствия пока не продуманы.

«В Сирии воюет между собой столько фракций, что появление еще одной — контингента «зеленых человечков» — не сильно ухудшит ситуацию. Но, судя по всему, что бы Путин ни затевал в Сирии, российское вмешательство вряд ли улучшит ситуацию», — заключает автор.

«Россия предложила Вашингтону обсудить деятельность российских и американских вооруженных сил в Сирии, и США взвешивают это предложение, как сообщил госсекретарь Джон Керри в среду. Он не сказал, согласятся ли США на такой диалог, но дал понять, что поддерживает эту идею», — пишет The Wall Street Journal.

«Данный ход знаменовал бы возобновление военных связей, которые были приостановлены США в прошлом году в знак протеста против российской интервенции в Украине. Эта мера затронула двусторонние переговоры, учения и совещания по оперативному планированию», — говорится в статье.

Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест сказал, что США «недвусмысленно приветствуют конструктивную поддержку России» в рамках международной коалиции, противостоящей экстремистской группировке «Исламское государство».

По словам Керри, США видят возможность политических переговоров, хотя по-прежнему обеспокоены тем, что Россия поддерживает режим Асада. «Если Россия сосредоточена только на ИГИЛ и если у нас есть возможность для сотрудничества, (…) путь к политическим переговорам и результатам еще открыт», — сказал госсекретарь.

«Для значительной части мира Сирия — сцена нескончаемой трагедии, но для российского президента Путина — драгоценный шанс, выход из изоляции, которой подверглись он сам и Россия после того, как Запад ввел санкции из-за ситуации в Украине», — утверждают журналисты The New York Times Нил Макфаркуар и Эндрю Э.Крамер. — Есть и дополнительный бонус — наставительно грозя пальцем, сказать Белому дому: «Я же вам говорил!».

Как пишут авторы, «гамбит, цель которого — втереться в доверие к Западу» Путин начал с «направления заметного нового потока военной техники в Сирию». Затем на этой неделе Путин «начал наступление в сфере дипломатии: добивался встречи с президентом Обамой, вызывался провести переговоры о Сирии между военными, планировал крупную презентацию плана умиротворения в Сирии в своей речи в ООН в конце месяца».

Сирия идеально подходит для того, чтобы «сменить тему» при контактах с Западом, полагают авторы, и «заодно обеспечивает Москве важную роль на Ближнем Востоке и способствует долгосрочному стремлению Путина вновь сделать Россию игроком на мировой арене».

Сирийский президент Асад в интервью российским СМИ «вторил предложениям Путина, но придал им внутриполитическую окраску», призвав повстанцев объединиться с правительственными силами для войны против ИГИЛ.

Путин «уже заявил, что обдумывает усилия по двум направлениям: создание международной коалиции для разгрома ИГИЛ, а также новые попытки добиться внутриполитического компромисса между многочисленными недружными сирийскими фракциями и привлечь их в коалицию», — говорится в статье.

По мнению авторов, предложение Путина ставит Запад в непростое положение. Если Путину удастся сформировать коалицию для действий в Сирии, Вашингтону будет все труднее утверждать, что Кремль заслуживает изоляции.

«Некоторые аналитики предположили, что Путин в итоге возьмет верх, так как гигантская угроза со стороны ИГИЛ перевесит и тревогу за будущее Украины, и опасения из-за Асада, и даже рост российского влияния на Ближнем Востоке», — говорится в статье.

Новые обещания