Мнение: Игра Порошенко. Зачем украинский президент едет в Берлин

20 Авг 2015 10:24

Сейчас у Петра Порошенко более чем достаточно проблем для того, чтобы искать контакта с основными участниками переговорного процесса для разрешения конфликта на востоке страны.

Вчера стало известно, что президент Украины Петр Порошенко, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд встретятся в Берлине 24 августа для обсуждения эскалации боевых действий в Донбассе, пишет дипломат, экс-генконсул Украины в Стамбуле, глава правления «Майдан закордонних справ» Богдан Яременко для НВ.

Очевидно, что сейчас у Петра Порошенко более чем достаточно проблем для того, чтобы искать контакта с основными участниками переговорного процесса для разрешения конфликта на востоке страны. Больше всего проблем касается выполнения минских договоренностей. Здесь наблюдается своеобразный тупик.

Насколько я понимаю, консолидированная позиция стран Запада и Украины заключается в том, что начало конституционного процесса в нашей стране можно считать стартом выполнения минских договоренностей. Это, в свою очередь, должно вывести из тупика процесс преодоления военно-политического кризиса. Однако их план не срабатывает и не дает никаких положительных результатов, перемирие не выполняется, мир не наступает.

Сегодня в Донбассе наблюдается наиболее напряженная ситуация со времени подписания февральского перемирия. Количество обстрелов украинских сил кардинально возросло, осуществлен обстрел пригорода Мариуполя, в результате которого погибли и пострадали мирные жители. В подобной ситуации страны Запада должны думать о том, что они обещали ранее – а именно ввести новые санкции против России в случае эскалации ситуации. Президент Украины, со своей стороны, должен вспомнить свое обещание о введении военного положения в подобных обстоятельствах.

Однако ни одно из этих обещаний не выполняется. Насколько я понимаю, обе стороны – и Украина, и ее партнеры — просто не знают, как действовать дальше.

Еще год назад президент Украины имел возможность влиять на ситуацию и каким-то образом корректировать позицию партнеров. Сегодня же он может только реагировать на ситуацию, которая уже сложилась, и исправлять ошибки, которые были допущены ранее.

Даже если гипотетически согласиться с президентом Порошенко в том, что минские договоренности являются безальтернативными, то все равно Украина могла бы проводить несколько иную политику в заданных ими рамках. Ведь сегодня Украина фактически не требует выполнения договоренностей со стороны боевиков. Иначе невозможно объяснить согласие Украины переходить к выполнению политических пунктов данных договоренностей до того, как выполнены военные обязательства. Это нонсенс, и Украина сама начала процесс одностороннего исполнения сделок за счет собственных интересов.

Это недопустимое в дипломатии дело. Логику действий и мотивы украинской власти объяснить очень трудно. Трудно понять, в чем заключается «игра» президента Порошенко. Или он искренне пытается кого-то обмануть, и мы являемся свидетелями лишь имитации конституционного процесса, а сам он не собирается идти до конца? Или, возможно, он пойдет дальше, и намерен внести изменения в Конституцию, искренне веря, что это поможет остановить войну? Не исключено, что он так считает, хотя я лично в это не верю.

В целом ситуация для Украины настолько плохая, что лишний контакт с лидерами стран-партнеров будет не лишним. Вопрос лишь в том, насколько Порошенко сможет воспользоваться этой встречей, и какие цели он перед собой ставит.

Если же министры иностранных дел Германии и Франции будут проталкивать проведение выборов в Донбассе, то это, мягко говоря, глупая позиция. Более того, она невыгодна для Украины. Мы должны категорически отказываться от подобного развития событий. Выборы можно проводить лишь тогда, когда ты понимаешь, что это будет демократическая процедура, что будет соблюдена законность и верховенство права, будут равные соревновательные условия. В Донбассе это реализовать невозможно хотя бы потому, что там продолжаются боевые действия.

Основная проблема минского процесса – не скорость и качество конституционного процесса в Украине или подготовка к выборам в Донбассе, а непрекращение огня. И если французские и немецкие дипломаты искренние, то единственный вопрос, который их должно беспокоить, — это обсуждение вопроса, почему не прекращается огонь и как его прекратить. Это также основная задача для украинской дипломатии. Все переговоры и консультации давно пора перевести в другую плоскость – отойти от политических модальностей решения конфликта, и вернуться до первых трех главных пунктов соглашений, которые касаются прекращения огня, отвода войск и полного обмена пленными.

Если украинская дипломатия не способна этого сделать, то в ней нет никакого смысла, и она только вредит интересам государства.

Новые обещания