Мнение: Действительно ли украинские банки худшие в мире

22 Янв 2016 13:56

Оценка в глобальном рейтинге конкурентоспособности - отражение субъективных мнений аналитиков. Но беспристрастные цифры подтверждают, что в этот раз эксперты не ошиблись.

Отечественные СМИ моментально растиражировали новость, что Всемирный экономический форум признал украинские банки наихудшими в мире. 

В Global Competitiveness Report 2015-2016 Украина заняла последнюю, 140-ю строчку в рейтинге  "здоровье банковской системы" и 79-е место в общем рейтинге конкурентоспособности.  Что же произошло на самом деле? Во-первых, данные отчета действительно озвучили на проходящем сейчас Давосском форуме. Однако сам отчет опубликован на официальном сайте World Economic Forum еще 30 сентября прошлого года. Во-вторых, рейтинг больше отражает ситуацию 2014 г. 

В-третьих, во многом базируется не на бесстрастных цифрах, а на оценочных мнениях, пусть даже очень уважаемых экспертов. "Рейтинг является результатом опроса 105 бизнес-лидеров разных стран и больше свидетельствует о том, как банковскую систему Украины воспринимают потенциальные инвесторы. К тому же, список вопросов, которые задавались экспертам, не обнародован. Значение ответов колебались от 1 до 7, Украина набрала средний балл 2,572. Не исключено, что опрошенные особо не вникали в состояние банковской системы, а давали негативные ответы исходя из суверенных кредитных рейтингов, которые на момент опроса были в лучшем случае преддефолтными", — говорит исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова, пишет ДС

Украинские банки в Давосе назвали худшими в мире


Столь низкую оценку работоспособности украинские банки получают от международного экспертного сообщества не впервые. Финансовые аналитики не жаловали наши финучреждения и раньше. Например, в 2014 г. в рейтинге Soundness of banks Украина заняла 143-е место, в 2013-м — 142-е, а в относительно благополучных 2012 и 2011 гг. оценки составляли 141-е и 138-е места соответственно.

Сейчас очевидно, что и в следующем рейтинге мы вряд ли сможем улучшить свои позиции. Ведь эксперты будут оценивать нашу банковскую систему в основном по результатам 2015 г., который был одним из наихудших для финансистов. Именно на этот период пришлась затеянная главой НБУ Валерией Гонтаревой "чистка" банковской системы. По официальной информации НБУ, за прошлый год количество банков уменьшилось на 43 (по состоянию на 01.12.2015), чистые активы сократились на 3,2%. Еще более впечатляюще это сокращение выглядит в долларовом эквиваленте — с $83,5 млрд до $53,3 млрд. Безусловно, все это можно считать платой за оздоровление банковской системы. Вопрос лишь в том, стала ли система действительно надежнее?

По данным НБУ, к октябрю прошлого года чистый убыток платежеспособных банков достиг минус 51, 53 млрд грн., что обусловлено в первую очередь ухудшением качества их активов. По итогам ноября убыток вырос до 57,283 млрд грн. Для сравнения: за 2014 г. этот показатель составил 53,966 млрд грн. По идее, после "чистки" должна была сократиться и доля "проблемки" по системе. Однако показатели продолжают неумолимо расти. НБУ посчитал: в ноябре прошлого года доля проблемных кредитов возросла на 0,8 п. п. — до 21,2% (для сравнения: на начало 2015 г. она составляла 13,5%). В реальности доля проблемных кредитов гораздо выше. По оценкам МВФ и международных рейтинговых агентств, на конец первого полугодия прошедшего года она составляла около 45% с прогнозом роста до 55% на конец 2015 г.(Moody's). Косвенно это подтверждает и официальная статистика регулятора. Общий кредитный портфель украинских банков с января по октябрь прошлого года уменьшился на 16%, при этом резервы платежеспособных банков выросли почти на 56 млрд грн.

Более половины крупнейших банков из топ-20 нуждаются в докапитализации. В мае Нацбанк планирует начать диагностику следующих 40 финучреждений. И результаты могут оказаться еще более шокирующими. Согласно прогнозу группы ICU на протяжении ближайших трех лет банковской системе придется докапитализироваться еще на 120 млрд грн.

Безусловно, учитывая сложившуюся на данный момент сверхликвидность, банки способны обслуживать привлеченные депозиты и платежи клиентов: средства банков в НБУ по состоянию на 21 января этого года составили 119,1 млрд грн. ($4,8 млрд), тогда как год назад эта сумма составляла лишь 39,6 млрд грн. ($2,5 млрд). Другое дело, что они не выполняют одну из основных своих функций — кредитование экономики. К октябрю прошлого года (более свежую статистику НБУ выдаст чуть позже) кредитный портфель юрлиц сократился на 12%. И пока о возобновлении кредитования предприятий речь не идет. "Существуют проблемы по части защиты прав кредиторов в судах, в том числе речь идет об управляемом банкротстве, что позволяет компаниям уклоняться от уплаты кредитов. Подобные правовые лазейки делают практически невозможным возобновление кредитования реального сектора экономики, невзирая на избыток ликвидности в банках", — рассказывает Елена Коробкова.

Сдерживающим фактором остаются и довольно жесткие требования регулятора к качеству залогов и слишком высокая учетная ставка НБУ. В результате банкирам намного выгоднее вкладывать средства в ценные бумаги (за январь-сентябрь прошлого года объем депозитных сертификатов НБУ в портфеле банков увеличился больше, чем в два раза), нежели кредитовать реальный сектор. Так чтопо крайней мере в ближайших двух рейтингах Всемирного экономического форума место украинской банковской системы — в конце списка.

Новые обещания