Несмотря на объявленный НБУ курс на прозрачность системы собственности банков, ими может управлять кто угодно – по доверенности.
Введение временной администрации в банк «Интеграл» раскрыло схему, позволяющую обходить требования Нацбанка к чистоте деловой репутации.
В случае с рядом финучреждений правление НБУ закрывает глаза на существование схемы управления по доверенности, которая может быть выдана, фактически, любому гражданину. Подобная практика используется банкирами для теневой продажи финучреждений неформальным коллекторам, которые в преддверии банкротства банка активно занимаются возвратами кредитов и выведением залогов, пишет forbes.net.ua
Как стало известно Forbes, мажоритарный владелец банка «Интеграл» Кирилл Торишний за несколько месяцев до введения временной администрации в его финучреждение передал третьим лицам право на управление банком. По информации источников в департаменте банковского надзора НБУ, бумаги были оформлены на Игоря Игнатова, который был ранее известен как секретарь Федерации профсоюзов Украины.
Доверенность позволила Игнатову в июле 2015 года провести смену наблюдательного совета банка «Интеграл». Акционеры назначили председателем набсовета Александра Харламова, а также ввели в набсовет Александра Киреева (экс-директор департамента банковского надзора НБУ), Валентину Титаренко, Светлану Горшенину и Викторию Сташук. После этого произошла номинальная смена менеджмента банка – по словам участников рынка, решения в банке начали принимать Игорь Игнатов и Александр Лищенко, бывший депутат Киевсовета, являющийся соучредителем компании «Рынок-1» (Троещинский рынок).
Обоих называют людьми, близкими к олигарху Юрию Иванющенко, который находится в розыске. «Игорь Игнатов курирует различные активы семьи Иванющенко и является вполне самостоятельным игроком. Банк был передан ему в виде уплаты по долгу, который у акционера «Интеграла» возник несколько лет назад», – рассказал информированный источник в финансовых кругах.
Примечательно, что СМИ неоднократно писали о ряде обвинений по статьям Криминального кодекса, предъявленным в свое время Игнатову. Но доверенность на его имя не вызвала удивления в Нацбанке, сотрудники которого ведут показную борьбу за чистоту репутации владельцев и менеджеров финансовых учреждений. Forbes направил соответствующий запрос в НБУ, однако руководитель управления информации и общественных коммуникаций Наталья Бондаренко вместо ответа начала задавать не относящиеся к делу вопросы о работе нашего издания.
Впрочем, отвечать на заданные вопросы Нацбанку все равно пришлось – и, как следует из полученных комментариев, НБУ сделал вид, что ничего не знал о выданной доверенности. По его информации, никакой доверенности нет, а последнее согласование членов наблюдательного совета банка «Интеграл» состоялось в 2006 году. При этом в Нацбанке признают, что документы на согласование обновленного состава совета подавались – однако остались без рассмотрения, так как в банк была введена временная администрация.
Финансовые эксперты называют такую позицию регулятора лукавством. «НБУ не может не знать о существовании такого документа, как доверенность на осуществление управления банком (этот документ легитимен), – говорит адвокат Михаил Стрельников, ГО «Финансовая грамота». – Такая доверенность подается в НБУ в обязательном порядке». По словам Стрельникова, в этой связи вкладчики могут подавать в суд на Национальный банк за несвоевременную реакцию на существование проблем в банке.
По словам одного из банкиров, схема с доверенностью – один из существующих сейчас способов «за долю малую» уйти от необходимости оформлять сделку по продаже банка или раскрывать реальных владельцев. Попытки сломать эту схему, указывает банкир, предпринимал руководитель департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Леонид Антоненко, за что и был уволен.
Косвенно это подтверждает и сам Антоненко в своих комментариях: «В конце июля 2015 года 15 банков получили письма о признании их структур собственности непрозрачными. Согласно новому законодательству, для этих банков это означало запрет на получение рефинансирования и стабкредитов от Нацбанка, а также статус проблемности, если в разумный срок они не раскроют своих собственников. Вскоре после этого я стал получать сигналы о том, что волны вызываемого моей деятельностью недовольства докатываются до руководства Нацбанка и что якобы меня могут попросить уйти».
Официально в НБУ говорят о существовании шести подобных доверенностей. Всплывший на поверхность случай с банком «Интеграл» может быть подтверждением тому, что таких фактов – намного больше.
«Договариваться о передаче управления банком с помощью доверенности сегодня можно через первого заместителя главы НБУ Александра Писарука», – утверждает собеседник Forbes. Банкир говорит, что решение о признании банка «Интеграл» неплатежеспособным должно было быть принято еще около месяца назад из-за того, что корсчет банка был арестован по иску другого финучреждения – ДиВи Банка (о чем есть запись в реестре судебных решений), однако соответствующее решение на правлении всегда затягивал Писарук, хотя эту информацию и опровергают в НБУ.
При этом, по его мнению, в случае с банком «Интеграл» доверенность использовалась не как механизм перевода собственности на банк, а как инструмент получения оперативного контроля для последующей отработки должников и взимания активов.
Я буду снова баллотироваться в мэры!
оценка специалистов:
Уже в марте-апреле военнослужащие получат новые суммы выплат
оценка специалистов:
снова пообещал вернуть контроль на Крымом
оценка специалистов: