Дружеский привет для Владислава Дрегера может остановить автоперевозки в Донецкой области

21 Дек 2012 00:00

Междугородные автоперевозки в Донецкой области могут остановиться уже накануне новогодних праздников. Тысячи людей, которые пользуются автобусами как основным транспортом, не смогут добраться домой, а более пятисот сотрудников автостанций останутся если не без работы, то точно без зарплаты.

Причина такого локального 'конца света' для легальных автобусных перевозок в регионе проста - люди с толстыми кошельками и влиятельными 'крышами' снова делят 'лакомый кусок пирога'.

'Лакомым куском' в данном случае стало ООО 'Донецкое областное предприятие автобусных станций' (сокращенно - 'ДОПАС') - это сорок автостанций и девять удаленных пунктов продажи билетов в 49 городах Донецкой области. Количество отправлений с автостанции предприятия составляет 60 тыс. единиц транспорта в месяц, количество пассажиров - 1 млн. 200 тыс. человек. В ДОПАС входят и такие структуры как ООО 'ДОНБУД' (собственник корпоративных прав на АТП и вокзалы Донецкой области), ООО 'Автовокзалы Донбасса' (собственник корпоративных прав на вокзалы в Донецкой области), ООО 'Донецкие Автовокзалы' (собственник вокзалов в Донецке) и ООО 'Система административных зданий' (собственник зданий в центре Донецка - Ильича,3 и Комсомольская,8).

О том, что у 'ДОПАСа' проблемы, широко стало известно на минувшей неделе. Пресс-служба компании разослала в СМИ пресс-релиз, в котором было написано, что депутат Донецкого областного совета Сергей Белогородский осуществляет 'рейдерский захват' предприятия. 'В настоящее время от имени С.А. Белогородского осуществляются рейдерские действия по замене должностных лиц (директоров), причем без ведома и участия учредителей, на ряде предприятий, которые являются членами Ассоциации транспортников Украины. Ведутся попытки украсть корпоративные права на предприятиях 'Автовокзалы Донбасса' и 'Донецкие автовокзалы', - говорится в пресс-релизе ДОПАСа.

А уже в пятницу руководство предприятия решилось провести пресс-конференцию. Директор ООО 'ДОПАС' Елена Бордюгова общалась с журналистами в здании предприятия, куда сотрудников СМИ провели крепкие ребята после тщательной проверки редакционных удостоверений. 'Мы опасаемся силового захвата', - объяснят потом такие меры предосторожности в 'ДОПАСе'.

Наряду с фамилией Белогородского в рейдерстве обвинялся и руководитель налоговой службы Донецкой области Вадим Бондаренко.

На данный момент предприятие уже пережило несколько обысков со стороны налоговой милиции, в ходе которых изъяты бухгалтерские и налоговые документы, компьютеры. Как рассказала Е. Бордюгова, инспекторы ГНСУ поясняют, что 'ДОПАС' проверяется в рамках уголовного дела возбужденного в отношении должностных лиц предприятия 'Орлан К' в 2004 году. И тут же директор делает оговорку - само ООО 'ДОПАС' образовано и учреждено в 2011 году, и никогда не имело договорных отношений с 'Орлан К', общих акционеров и должностных лиц.

Налоговая милиция на заявления предприятия о давлении со стороны этого правоохранительного органа отреагировала лишь через несколько дней, сообщив, что проводит следственные действия и оперативные мероприятия в рамках производства уголовных дел в отношении должностных лиц ООО 'Донецкое областное предприятие автобусных станций', задействованных в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах в сфере автоперевозок.

'У меня сложилось впечатление, что причиной обвинений налоговой службы в Донецкой области со стороны должностных лиц ООО 'ДОПАС' стало отвлечь внимание общественности и контролирующих органов от своих собственных махинаций. Считаю, что это - манипуляция с их стороны ситуацией за счет рядовых граждан', - заявил председатель Государственной налоговой службы в Донецкой области Вадим Бондаренко.

По его словам, налоговая служба располагает информацией о том, что расходы этих предприятий значительно превышают размер доходов, декларируемых ими в налоговой отчетности. По мнению главы областной налоговой, это свидетельствует о том, что в теневом обороте ООО 'ДОПАС' находятся значительные размеры доходов и имеет место умышленное уклонение его должностных лиц от уплаты налогов в особо крупных размерах. По предварительным подсчетам, уверен Вадим Бондаренко, половина средств, которые платят граждане за услуги перевозчиков, остается в карманах владельцев и руководителей ДОПАС. Он заверил, что действия ГНС в Донецкой области находятся в законодательной плоскости и направлены на сбор доказательств преступных намерений и действий должностных лиц ООО 'ДОПАС'.

Но вернемся к описанию хронологии событий. По информации директора 'ДОПАСа', 10 декабря неизвестные лица, представившись сотрудниками налоговой милиции, при выходе из банка попросили пройти в машину начальника финансового отдела ООО 'ДОПАС' Наталью Цымбал. В здании налоговой милиции женщину удерживали более 15 часов, не объясняя ее статус - задержана или арестована. По словам Е. Бордюговой, у Н. Цымбал изъяли печати пяти предприятий - ООО 'ДОПАС', ООО 'ДОНБУД', ООО 'Автовокзалы Донбасса', ООО 'Донецкие Автовокзалы' и ООО 'Система административных зданий'. 

Как утверждает директор 'ДОПАСа', при этом начальнику финансового отдела было отказано в составлении какого-либо протокола либо об административном задержании, либо о производстве обыска, либо выемки, либо протокола задержания по подозрению в совершении преступления. Где сейчас находятся печати и какие документы ими заверяются - на 'ДОПАСе' не знают.

Однако, по словам директора, начались замены директоров структур, входящих в ООО 'ДОПАС', без ведома учредителей, 'с нарушением законодательства' и 'с поддельными подписями'. В частности, это касается предприятий 'Автовокзалы Донбасса' и 'Донецкие автовокзалы'. Кроме того, юрист предприятия и учредители начали получать угрозы. Так, в четверг юрист и директор одного из предприятий пошли в здание регистрационного центра, где к ним подошли семь человек, среди которых были люди Белогородского, и начали угрожать. 'Директор, который согласно всех учредительных регистрационных документов является должностным лицом, получает угрозы в центре регистрации. На это никто не реагирует. Мало того, его 'побуцкали', изваляли в снегу и сказали, что если еще раз он появится, то разговаривать будут по другому: будут применены другие методы и биты', - рассказала Елена Бордюгова.

'Это прямой рейдерский захват по всем событиям, которые происходят, по всем людям, которые появляются. Это люди, которые работают на сегодняшний день в штате предприятий, которые принадлежат Белогородскому, и от этих людей поступают не только угрозы, но и действия', - заявила она.

В сложившихся обстоятельствах, без печати, предприятие фактически оказалось заблокированным: нет возможности осуществлять платежи по договорным отношениям, выплачивать заработную плату. Первые значительные перебои в работе автостанций могут начаться уже со следующей недели. В понедельник 'ДОПАС' организовал двухчасовую предупредительную забастовку работников донецких автовокзалов 'Южный' и 'Западный'. С 16:00 до 18:00 все билетные кассы этих вокзалов были закрыты, на территорию не впускали автобусы. Пассажиры, которые намеревались уехать с 'Южного' в мороз, растерянно прислушивались к объявлениям диспетчера по громкой связи. Диспетчер вещала о том, что из-за рейдерской атаки со стороны группы лиц во главе с депутатом Донецкого облсовета Сергеем Белогородским, начальником Государственной налоговой службы Украины в Донецкой области Вадимом Бондаренко и народным депутатом Верховной Рады Украины Александром Бобковым автовокзал не работает. На кассах были вывешены объявления с надписью 'Технический перерыв' и телефонами Донецкого городского совета, Донецкого областного Совета и Донецкой областной государственной администрации. По мнению организаторов забастовки, именно эти государственные структуры должны принять на себя возмущение пассажиров и, прислушаться, таким образом, к требованиям работников ДОПАСа. 

Через два часа простоя автовокзалов бесправные в данном случае пассажиры снова получили возможность уехать. 

'ОстроВ' попытался разобраться в том, насколько могут быть обоснованы претензии 'ДОПАСа' к названным депутату Донецкого облсовета Сергею Белогородскому и народному депутату Верховной Рады Украины Александру Бобкову.

На сайте облсовета о 'главном злодее', по версии 'ДОПАСа', Сергее Белогородском можно узнать довольно скудную информацию: родился 9 апреля 1976 года, образование высшее, частный предприниматель, является членом комиссии по вопросам экологии и природных ресурсов. Казалось бы - откуда может появиться интерес к междугородным перевозкам у депутата, посвящающего свою деятельность экологии и природе? Спросить об этом лично у господина Белогородского не получилось. Помощница депутата передала журналистам его письменный комментарий и фразу: 'Сергей Анатольевич обозначил свою позицию и больше ему добавить нечего'.

Господин Белогородский в переданном комментарии обратил внимание на то, что не имеет никакого отношения к бизнесу перевозок, но как депутат Донецкого областного совета уверен - транспортная система Донецкой области находится в плачевном состоянии. 'Автобусы марки 'Богдан', которые предназначены для перевозки пассажиров по городу, используются перевозчиками для транспортировки людей в междугороднем и даже межобластном сообщении. Кроме этого, из общего количества транспорта, используемого перевозчиками, около 20 % имеет срок эксплуатации больше 10 лет. Автобусы оснащены сломанными сиденьями и поручнями, а двигатели и другая оснастка маршрутных такси не соответствуют нормам безопасности и экологическим нормам', - отметил депутат.

По его мнению, не в лучшем виде и автобусные станции Донецкой области: ' они больше напоминают сараи', несмотря на то, что пассажиры, покупая билет, уплачивают автостанционный сбор, средства с которого должны направляться, в том числе и на реконструкцию станций. С. Белогородский уверен, что люди должны ездить на современном транспорте, а сложившийся пассажиропоток говорит о том, что нужно менять и месторасположения автобусных вокзалов.

'Теперь касательно заявления ДОПАСА о моем участии в, так называемом, рейдерском захвате. Возможно, мое имя владельцы компании решили указать после того, как до них дошли сведения, что я подготовил качественный бизнес-план по реконструкции транспортной системы области и подал руководству области на рассмотрение. И еще есть предположение, что нынешние руководители ДОПАСА воруют деньги, уплаченные пассажирами в, мною упоминаемом, автостанционном сборе. Рано или поздно им придется за это нести ответственность, и, думаю, ситуацию с моим участием в рейдерском захвате используют для отвлечения внимания', - заявил депутат.

Но вот только 'след' в Интернете говорит о том, что Белогородского 'ДОПАС' может интересовать вовсе не из-за заботы о пассажирах автобусов. Его фамилию поисковые системы выдают рядом с фамилией Владислава Дрегера - бывшего собственника 'ДОПАСа', учрежденного гораздо раньше 2011 года. Дрегера задержали в Донецке по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах 25 апреля 2011 года. Он обвиняется в рейдерском захвате одного из предприятий Донецкой области в 2006 году. Уголовное дело против В. Дрегера возбуждено по ч. 4. ст. 190 УК Украины ('Мошенничество в особо крупных размерах'). Санкция этой статьи предусматривает от пяти до двенадцати лет лишения свободы. В настоящее время, официально, в составе учредителей 'ДОПАС' Дрегера нет.

Сам Дрегер так рассказывал изданию 'УраИнформ' в 2010 году о знакомстве с Белогородским: 'С Сережей мы познакомились еще в середине-конце 90-х в Краматорске... Он всегда был коммерсантом, а я - молодым юристом, которому все было интересно, и который за все хватался. Мы с ним много лет отдали 'Укрлиге'... '17-й участок' помните? (Краматорская ОПГ, обвиняемая в убийстве журналиста Игоря Александрова, - ред.) 'УкрЛига' была ее коммерческим крылом...'.

По данным издания 'Деловая столица' (39(385) от 29 сентября 2008 года), Сергей Белогородский и Владислав Дрегер с 2005 и по 2008 год на паритетных началах владели донецким ОАО 'Завод 'Коксохимоборудование' (ЗКХО) - крупным производителем машин и металлоконструкций для коксохимических предприятий. В 2006 году господа Белогородский и Дрегер включили в сферу своего влияния ЗАО 'Зуевский энергомеханический завод' (ЗЭМЗ), которое создал незадолго до этого на базе одноименного коллективного предприятия его руководитель Степан Портнов. В начале 2008 года, завершив 'развод' с господином Портновым, партнеры оформили 100%-ный контроль над этим заводом. Однако летом 2008 года отношения между Сергеем Белогородским и Владиславом Дрегером резко ухудшились.

'Камнем преткновения стал основной актив бизнесменов - 'Коксохимоборудование'. В конце августа представители г-на Дрегера предприняли попытку сместить с должности генерального директора ЗКХО лояльного к г-ну Белогородскому Сергея Сумина, заменив его на своего ставленника Александра Зинченко. Корпоративный конфликт немедленно получил огласку, и атака Владислава Дрегера на позиции своего экс-партнера была отбита. После этого стороны вступили в переговоры, по итогам которых в середине сентября г-н Белогородский заявил о завершении конфликта', - писала 'Деловая столица'.

В результате Дрегер продал 47% акций ЗКХО донецким компаниям 'Союз заводов тяжелого машиностроения' и 'Бриз', близким к Сергею Белогородскому, которому до этого уже принадлежало 47% акций ОАО. Одновременно с этим стало известно о перераспределении сфер влияния на Зуевском энергомеханическом заводе. 99% акций ЗЭМЗ были сконцентрированы у двух компаний, которые, по данным 'ДС', имели непосредственное отношение к Дрегеру - ООО 'Восточно-украинские промышленные технологии' и ООО 'Виктех'.

Вот как сам Дрегер в 2010 году рассказал о 'разводе' с Белогородским журналисту Евгению Шибалову: 'А потом в какой-то момент он решил, что я ему больше не нужен. Когда требовалось юридическое прикрытие, я был нужен, а теперь он рассудил, что работает он, а делим на двоих. Я узнал, что он начал бегать по юридическим конторам и спрашивать, кто бы мог 'сделать' моих юристов... И он, кстати, до сих пор должен мне 3,5 миллиона гривен, только я не напоминаю. Хотя у него были причины меня невзлюбить, - подумав, признался Дрегер. - Я несколько раз ломал его попытки завести бизнес на стороне... У меня-то есть другие источники дохода, а его я жестко в этом ограничивал...'.

Возможно, эта нелюбовь могла стать и причиной для задержания Дрегера в 2011 году. Ведь само задержание связывалось с рейдерским захватом им Зуевского электромеханического завода в 2006-м. А в тот момент Дрегер и Белогородский еще не 'побили горшки', а плотно работали в команде. Но Белогородского это дело почему-то никак не коснулось. Сейчас же, пока бывший партнер находится под следствием, у него есть возможность 'отыграться' и ДОПАС для этого хорошая площадка. Несмотря на то, что Дрегера в составе учредителей уже нет, по информации 'ОстроВа', там 'трудятся' его люди, а, значит, есть и определенный контроль, и возможность вернуться 'в дело'. Кроме того, ДОПАС - довольно прибыльное предприятие, а с финансами у Белогородского сейчас не очень хорошо - сотрудники 'ДОПАСа' утверждают, что на 'рейдере' висит кредит на немалую сумму.

Третье имя в 'рейдерском списке' 'ДОПАСа' принадлежит народному депутату от Партии регионов Александру Бобкову. В своем комментарии газете 'Сегодня' нардеп отреагировал на обвинения в свой адрес так: 'Мой знакомый Владислав Дрегер в жизни бы не поверил, что мне можно предъявить такие обвинения. Я знаю Дрегера, знаю Белогородского, но не имею никакого отношения к транспортным перевозкам, не говоря уже о каких-то якобы рейдерских захватах. Я сейчас народный депутат, работаю в Киеве, приезжал на выходные в Донецк, а сегодня опять улетаю в Киев'.

На вопрос, почему менно его имя было указано 'ДОПАСом', Бобков предположил, что возможно из-за того, что был знаком и с Дрегером и с Белогородским и 'имел с ними хозяйственные отношения будучи главой Горловского КХЗ и главой общества завода коксохимического оборудования в период кризиса'.

С развитием конфликта, в сводках боев за ДОПАС появилась еще одна известная фамилия: 'Бездеятельность властей директор 'ДОПАСА' объясняет тем, что сами рейдеры для прикрытия своих преступлений пользуются именем сына президента Александра Януковича. 'Они используют имя Александра Викторовича вместо бейсбольной биты, рассказывая всем что именно он благословил их на грабеж', - отметила Елена Бордюгова, добавив, что руководство компании считает подобные слова Белогородского и ложью, так как понимают что сын президента никогда бы не пошел на такое, так как дорожит своей репутацией', - говорится в пресс-релизе, распространенном ДОПАСом 18 декабря.

 

Интересно, что в этом пресс-релизе, посвященном остановке ДОПАСом 17 декабря двух донецких автовокзалов, уже не звучала фамилия Бобкова (которая называлась Бордюговой непосредственно во время акции), но зато появилась фамилия президентского сына (которая ранее журналистам не называлась)...

В Донецке мало для кого является секретом, что бывший официальный (а ныне неофициальный) владелец ДОПАСа Владислав Дрегер вот уже почти два года находится в СИЗО только потому, что у него были сложные отношения с сыном Президента Александром Януковичем. С именем последнего в донецкой бизнес-тусовке даже связывают покушение на Дрегера, состоявшееся в декабре 2008 года.

Неизвестно, опустился ли Александр Янукович до добивания своего беспомощного сейчас противника путем лишения средств к существованию его семьи. Но вполне можно предположить, что этой беспомощностью могли воспользоваться бывшие партнеры, у которых, как и у Дрегера в свое время, рейдерские инстинкты превалируют над моралью. 

И все было бы ничего, если бы выяснение давних 'дружеских' отношений не приносило неприятностей обычным жителям Донбасса, которые о Дрегере и Белогородском никогда не слышали. Хотя некоторые перевозчики неофициально говорят, что смогут обойтись и без автостанций. 'Закроются автовокзалы? Будем нелегально возить. Не бойтесь девушка, доедете!', - пообещал один из водителей автору статьи. У перевозчиков к 'ДОПАСу' есть свои претензии - тот же высокий станционный сбор. Но это уже тема для другого разговора.

Галина Покровская, 'ОстроВ' 

Новые обещания