100 дней Могилева. Что изменилось в автономии с приходом нового премьера?

20 Фев 2012 00:00

Анатолий Могилев отмечает первую дату в статусе главы крымского правительства - 16 февраля исполнилось 100 дней с момента его вступления в должность.

Пост, 'подаренный' ему президентом 8 ноября, стал непрофильным для Могилева: до этого назначения он работал только на разных должностях в структуре МВД и школьным учителем. Но за прошедшие 100 дней новый председатель Совмина успел освоиться: судя по его публичным выступлениям, он начал более свободно ориентироваться в социально-экономических вопросах, с которыми до премьерства напрямую не сталкивался. К стодневке Могилева 'События' решили подвести промежуточные итоги работы нового руководителя автономии.


С крымскими татарами ни мира, ни войны

В период дискуссий по поводу того, кто сядет в кресло, опустевшее после кончины Василия Джарты, эксперты сходились во мнении, что Янукович вряд ли отправит главу МВД руководить Крымом ввиду его сложных взаимоотношений с крымскотатарской общественностью. Когда гарант все-таки остановил свой выбор на Могилеве, многие начали пророчить обострение межнациональных отношений на полуострове. Однако масштаб трагедии оказался преувеличенным. Спустя 100 дней о том, что у Могилева когда-то были конфликты с крымскими татарами, уже практически никто не вспоминает. Похоже, даже в меджлисе смирились с тем, что Крымом руководит их бывший обидчик.

Однако гармоничными отношения между Совмином и крымскотатарскими лидерами тоже назвать нельзя. В комментарии 'Событиям' председатель меджлиса Мустафа Джемилев сказал, что между крымскими татарами и премьером уже нет войны, но нет и мира. 'Премьер проявляет готовность решать какие-то наши проблемы. Но пока существенных результатов мы не видим. На-оборот, идет дальнейшее очищение структур власти от крымских татар. Но жесткой конфронтации нет. Мы исходим из того, что его сюда послал президент, и когда мы с ним встречаемся, разговариваем с ним как с представителем президента', - отметил Джемилев.


Макеевская команда в целости и сохранности

Когда в Крым командировали именно Могилева, здесь поговаривали, что делается это с целью сохранения у руля макеевской команды, к которой причисляли и самого экс-министра внутренних дел. Прогнозы оправдались: кадровый состав власти автономии претерпел чисто косметические изменения. Тем не менее с приходом Могилева несколько спокойней стало представителям местной верхушки. Статус министра восстановили такие крымские деятели, как Светлана Верба, Сергей Брайко и Александр Лиев.

В отличие от своего предшественника, Могилев решил не экономить на административном аппарате. Он отменил введенную при Джарты систему совместителей, когда вице-премьеры одновременно занимали должности министров. Кроме того, появились новые управления в аппарате Совмина и возобновили работу комиссии ВР АРК, упраздненные по инициативе бывшего премьер-министра.


Проекты Джарты забыты

Оптимизация административного аппарата - не единственное начинание Джарты, благополучно заваленное его преемником. Практически все ключевые проекты покойного премьера не получили развития при новом руководителе правительства. К ним можно отнести и главное детище команды Джарты - 'Стратегию социально-экономического развития Крыма до 2020 г.'. Если раньше каждый руководитель любого органа власти при обосновании всех решений ссылался на этот документ, то теперь эта практика практически не применяется. На последней пресс-конференции Могилев и вовсе заявил, что 'Стратегию' чиновникам знать не обязательно, в то время как при Джарты госслужащие должны были сдавать по этому документу экзамен.

Еще более печальная судьба постигла другой проект покойного премьера - 'Университетскую клинику'. Могилев отправил в отставку министра здравоохранения Игоря Шпака, который курировал процесс создания нового медицинского учреждения. Сменивший его на посту главы Минздрава Александр Каневский заявил, что для создания 'Университетской клиники' отсутствует законодательная база, поэтому учреждение будет расформировано.

Новому председателю Совмина не удалось продолжить традицию предшественника выбивать значительные субвенции из госбюджета. Если Джарты в 2010 году сумел получить из госказны 500 млн грн, в 2011 - уже 900 млн, то в государственном бюджете 2012 года субвенция на социально-экономическое развитие автономии вовсе не предусмотрена. Могилев объяснил это сложной финансовой ситуацией в Украине, вызванной высокой ценой за российский газ. Еще более неясной стала судьба законопроекта об особом режиме инвестиционной деятельности в Крыму, который лоббировало предыдущее правительство АРК. Таким образом, лозунги о превращении Крыма в 'жемчужину Украины' выглядят несбыточными.


Приоритет партийных задач

Если Джарты запомнился тем, что ставил перед подчиненными масштабные задачи и пытался инициировать резонансные проекты, то Могилев куда более скромен в запросах и намерениях. Самая 'глобальная' цель, которую озвучил нынешний премьер-министр, касается предстоящих парламентских выборов. 'Мы должны обеспечить максимальное число голосов за Партию регионов в период выборной кампании: как в процентном отношении, так и добиться безусловной победы всех выдвинутых партией кандидатов по мажоритарным округам', - указал на партконференции глава Совмина и по совместительству лидер крымской организации ПР.

Инициативы же премьера в социально-экономической сфере не нацелены на какие-то масштабные изменения, а касаются насущных проблем, с которыми сталкиваются крымчане. Главная тема, поднимаемая председателем Совмина на каждой пресс-конференции, - либерализации процесса выделения земли для населения.

Другая проблема, о которой говорит Могилев, - необоснованное повышение коммунальных тарифов, инициированное его же однопартийцами на местах. В Совмине даже создали специальную рабочую группу по оценке обоснованности новых тарифов, о работе которой обещают отчитаться в марте.

Также среди громких обещаний премьера можно выделить намерения сократить цены на товары первой необходимости и бензин, а также ввести санкции против всех чиновников, уличенных в каких-либо просчетах. Правда, пока они остаются чисто декларативными.

Впрочем, громкие публичные заявления могут оказаться лишь предвыборной пиар-акцией. Ведь автор этих обещаний не скрывает, что важнейшей задачей его команды является получение максимального числа парламентских кресел регионалами.

Новые обещания