Закон о местных выборах: Кличко и Садовой торгуются до последнего

6 Июл 2015 15:09

Опасения, что новый закон о местных выборах не доживет до второго чтения, все больше усиливаются.

Опасения, что новый закон о местных выборах не доживет до второго чтения, все больше усиливаются. Его должны были поставить на рассмотрение парламента вечером в прошлый четверг, но из-за затянувшегося рассмотрения законопроектов о прокуратуре и полиции, которое завершилось принятием скандального закона о реструктуризации валютных кредитов, до местных выборов руки не дошли. 

В коалиции допускают, что для принятия избирательного закона Рада соберется на внеочередное заседание 8-9 июля, но, не проблема принять его и на очередной сессионной неделе. Тем более что необходимые голоса, как уверяют в большинстве, имеются. Проблемы только с «Самопоміччю», но это некритично, пишет glavcom.ua

Депутаты, конечно, морщились от неоднозначного законопроекта Денисенко–Попова, продвигаемого Банковой, но, в итоге, склонялись к тому, что лучше такой закон, чем старый. С основными его новациями, в частности, оригинальной трактовкой пресловутых открытых списков, читатели «Главкома» уже могли ознакомиться. Во время подготовки ко второму чтению, которая происходила по ускоренной процедуре, в комитет по правовой политике поступило более 1700 поправок, из которых, в итоге, комитетом были учтены более сотни. Многие из них касаются технических правок, но некоторые – концептуальных вещей.

Напомним, что по новым правилам мажоритарка остается лишь на выборах в сельские и поселковые советы, все, что выше, – пропорционалка с так называемыми открытыми списками. Выглядят эти открытые списки так. Избирателю в бюллетене надо поставить галочку один раз – напротив фамилии кандидата, который представляет ту или иную партию в данном округе (самовыдвижение запрещено) либо напротив названия партии, если та не выдвигает конкретных кандидатов на этом округе. В первом случае голос засчитывается и за кандидата, и за партию.

При подсчете голосов первым делом определяется, сколько всего голосов отдано за партию и высчитывается, на какое количество мест она может рассчитывать в местном совете. Затем смотрят на результаты конкретных кандидатов от партии в округах – депутатами станут те из них, кто набрал больше голосов по сравнению со своими же однопартийцами с других округов. Учитывая, что округа не будут абсолютно идентичными, количество голосов в каждом округе будут умножать на некий «коэффициент уравнения», который определит ЦИК.

При такой системе ни с чем может оказаться даже победитель выборов у себя на округе, если его конкуренты-однопартийцы на других округах показали лучшие результаты, пусть и заняли низшие места. Также победитель на округе не получает мандат, если партия, от которой он выдвигался, не преодолевает проходной барьер.

В городах с населением более 90 тысяч голосов вводится двухтуровая система выборов мэра, если в первом туре никто не набрал больше 50% голосов. Возвращаются блоки – проходной барьер для них 7%, в то время как для партий – 5%.

Все эти концептуальные вещи на данный момент остаются неизменными. Но после обсуждений на комитете в тело законопроекта были внесены некоторые изменения.

Партия на территориальном округе может выдвигать только одного кандидата.

В «оригинале» законопроекта от определенной партии на округе могли баллотироваться от двух до нуля (в этом случае в бюллетене остается лишь название партии) кандидатов, теперь же два однопартийца не могут встретиться в пределах одного округа.

Фиксированная тройка кандидатов. Как уже было отмечено, авторами законопроекта задумано, что депутатами будут становиться кандидаты от той или иной партии, которые набрали наибольшее количество голосов на своих округах по сравнению с однопартийцами. Такая схема выдается за открытые списки, когда руководство партии не может влиять на очередность кандидатов в списке и на то, кто же именно из ее выдвиженцев будет иметь преимущество. «Батькивщина» требовала смягчить эту норму и зафиксировать конкретное число кандидатов, которые не рейтингуются и точно проходят, если партия преодолевает барьер: в маленьких городах – один человек, в райцентрах – три и в больших местах – первая пятерка. В итоге, сошлись на следующем количестве «гарантированных»: в населенных пунктах до 50 тысяч избирателей – один депутат, от 50 до 100 тысяч – два и более 100 тысяч – три. Такая формула позволяет дать более четкие гарантии спонсорам, но при этом размывает и так невнятно реализованную идею открытых списков.

В выборах могут принимать участие партии, которые зарегистрированы не позднее, чем за 365 днейдо начала избирательного процесса. Были и более радикальные предложения – увеличить этот срок до двух лет. Введение этой нормы, конечно, выгодно партиям-«старожилам», но реально оно вряд ли сильно ударит по неофитам, которые, как правило, просто покупают уже зарегистрированные партии, как поступил тот же «Укроп». Зато эта норма сохранит рынок купли-продажи партий.

Блоки формируются только на центральном уровне. То есть местные организации партий не могут на свое усмотрение решить, с кем им блокироваться, и должны подчиняться в этом вопросе центральному аппарату.

Кроме того, центральный орган партии подтверждает все списки и представления в комиссииместных ячеек. Кроме печати местной организации, на подаваемых документах обязательно должна стоять печать центрального офиса.

От парламентских фракций в территориальные комиссии выдвигается по два человека, в участковые комиссии – по одному.

Если на мэрских выборах состоится второй тур, то комиссии переформатируются паритетно от вышедших в него кандидатов – 50 на 50, как на президентских выборах.

Теперь в двух словах о том, какие поправки не прошли. Не было поддержано предложение об императивном мандате, но при этом коалиция обязуется внести до выборов изменения в закон «О статусе депутатов местных советов», в котором будет выписана процедура отзыва депутата. Отзывать кандидатов в ходе кампании до дня выборов, как хотела «Батькивщина», нельзя.

Также «Батькивщина» предлагала, чтобы в выборах имели право принимать только те партии, которые выдвигали кандидатов в двух третях регионов, но против этого категорически выступили партнеры по коалиции.

Не прошла поправка Андрея Парубия о возможности голосовать переселенцам, хотя ее поддержали многие общественные организации. По этой поправке переселенцы имели возможность прийти в орган ведения реестра со справкой переселенца за 30 дней до выборов и сменить место голосования. Но депутаты посчитали, что временно проживающие на территории люди не могут избирать на ней местные советы.

Больше всех претензий к законопроекту было у «Самопомочи» – единственной фракции коалиции, чьего представителя нет среди ее соавторов. Фракция требовала запрета блоков и политической рекламы, но эти поправки не были учтены. Впрочем, торги по запрету блоков идут до последнего. Есть версия, что, в итоге, «Самопомич» и группа «Удара» в БПП сделают все возможное, чтобы этот закон так и не был принят, а выборы прошли по старым правилам – и Андрей Садовой, и Виталий Кличко заинтересованы в том, чтобы выборы мэра прошли в один тур. А учитывая нешуточные проблемы в коалиции, которые вскрылись на этой неделе, угроза этого весьма вероятна.

Новые обещания