Тигипко: Реформатор второго плана

11 Июн 2010 00:00

Недавние президентские рейтинги не только фиксируют стабильность популярности Виктора Януковича, но и уверенно выводят на второе место Сергея Тигипко. Это значит, что согласившись на роль 'лица' реформ, политик действительно не прогадал?

Старший по преобразованиям

'Экономически-реформаторское' вице-премьерство Сергея Тигипко в свое время стало одним из наиболее интересных кадровых решений свежесобранного Кабинета министров. Третий номер президентского забега на фоне знакомых 'крепких хозяйственников' и нескольких одиозных политиков смотрелся особняком. Тем интереснее было пронаблюдать, чем же именно будет заниматься в команде Азарова-Януковича не слишком органично вписывающийся в нее 'чужеродный элемент'. Как показали почти три месяца работы Кабмина, во власти Сергей Леонидович исполняет ту роль, на которую его, вероятно, и определяли - своего рода живой таблички с надписью 'Реформы последуют. Ожидайте'. А неплохие рейтинговые показатели, теоретически, должны продемонстрировать, что с этой задачей он справляется хорошо. Хотя ответ на вопрос: 'Чем же все-таки в Кабмине занимается Сергей Тигипко' - за пределы обтекаемой формулировки 'Реформами' - так далеко и не ушел.

На протяжении нескольких месяцев могло сложиться впечатление, что должность молодого политика и опытного банкира в правительстве называется 'Вице-премьер по МВФ'. Именно Сергей Леонидович был тем человеком, который месяц за месяцем напоминал, что сотрудничество продолжается, уверял, что еще чуть-чуть - и миссия будет удовлетворена абсолютно всем, а заодно и анонсировал сроки и суммы, на которые Украина может рассчитывать. Подобный выбор основного спикера выглядит вполне оправданно: молодой перспективный политик, официальный 'оперуполномоченный' Кабмина по экономическим реформам (напомним, по поводу судьбы части оных у МВФ всегда находится вопрос-другой), прошедший закалку работы в НБУ... Но, несмотря на всю положительность характеристик одного из главных действующих лиц со стороны Украины, быстро добиться серьезного успеха в переговорах с Международным валютным фондом новой власти не удалось. Актуальная сейчас версия звучит сдержанно, но оптимистично. 'Я уверен, что переносить решение по нашему соглашению с Международным валютным фондом на осень, тем более на конец года, нам не следует. Нам необходимо сейчас форсировать это соглашение', - отреагировал Сергей Тигипко на задержки, связанные с озабоченностью представителей Фонда по поводу роста внешнего долга нашего государства. О былом 'вот-вот, едва-едва' речь уже не заходит. Впрочем, прогрессивному вице-премьеру и в перерывах в общении с кредиторами есть, чем себя занять. Долгожданные реформы подоспели.

Недавняя презентация 'Плана Януковича' подтвердила, что Сергей Тигипко будет курировать ряд насущных направлений реформ. По словам его окружения, вотчиной Сергея Леонидовича должны стать бюджетная, налоговая реформы, реформа финансового сектора, процесс дерегуляции экономики и пересмотра правил приватизации. Значимость этого фронта работ трудно недооценить. В свете того, что власть не слишком жаждет идти на потенциально непопулярные среди избирателей меры, именно на вице-премьера по реформам может быть в итоге возложена часть ответственности за наполнение бюджета - кто, как не он, должен обеспечить удобные и эффективные правила игры...

Ряд шагов по популяризации подшефных инициатив Сергей Тигипко уже предпринял. Именно по его 'части' проходит свежесформулированный налоговый кодекс, инициатива по сокращению видов деятельности, требующих лицензирования, мечта о системе электронной регистрации предприятий, все тот же закон о государственных закупках и многое другое. И то, партийный заместитель Сергея Леонидовича Александра Кужель посетовала на то, что из всех реформ вице-премьер 'к сожалению, может вести только пять'. Но с тех пор, как президент провел обещанную презентацию реформ (по признанию самих реформаторов - окончательной ее версию назвать нельзя, сроки поджимали) у Сергея Тигипко будет множество поводов не только работать во благо страны, но и оставаться на виду. Только пойдет ли ему это на пользу?

Побочные эффекты

Формально, главным поборником светлого и хорошо отреформленного будущего страны остается Виктор Янукович. А главным исполнителем процесса, предела которому не будет, предсказуемо должен стать Николай Азаров - премьеру по статусу положено. И все же стоит отметить, что проверенные кадры в правительстве занимаются все-таки больше стабильностью, чем реформами - надо полагать, так им привычнее. А 'лицами' рекламной кампании 'Новая власть - новые веяния' остаются преимущественно Ирина Акимова и Сергей Тигипко. Чтобы в этом убедиться, достаточно поверхностно ознакомиться с подборкой тематических новостей: когда речь заходит о реформах, то в их контексте чаще всего звучит либо имя президента, либо, если речь заходит о Кабмине, все-таки профильного вице-премьера.

Подобное разделение обязанностей может быть вполне оправдано. Имидж главного правительственного новатора, с которым так удачно сочетаются реформационные начинания, предполагает, что заниматься преобразованиями должен именно Сергей Тигипко. Предположительно, с тем его в Кабмин и трудоустроили. Причем выгоду из такого положения дел черпают обе стороны. И Сергей Леонидович укрепляется на позициях прогрессивного государственного деятеля. И остальной властный лагерь, с одной стороны, занимается тем, что ему больше интересно и знакомо (то есть, пресловутой стабильностью), а с другой - в случае необходимости может переложить ответственность за не слишком популярные инициативы на 'варяга', не сжигая в костре народного гнева собственные кадры. В таком контексте стоит обратить внимание на то, что Сергей Тигипко (наряду опять-таки с Ириной Акимовой) входит в число представителей власти, которые менее прочих стесняются делать электорально неуместные заявления. Вице-премьер то возьмется объяснять, почему поднимать акцизы - это хорошо, то выкажет убежденность в том, что местные власти имеют полное право поднимать тарифы на коммунальные услуги...

Выполняя функцию рупора неприятных идей Сергей Тигипко несомненно оказывает услугу 'базовому' властному лагерю. Сам же он уповает на принятие не только непопулярных, но и вполне популярных мер - таких, как, например, снижение налогового давления. Одновременно вице-премьер может понадеяться и на сознательность и терпеливость ядра собственных избирателей, для которых слово 'реформы' ругательным не является. Сам же он готов работать, не смотря ни на что. 'Достигнет (политика президента, - 'Подробности') результата - после этого уйду. Нет - буду ждать и терпеть', - демонстрирует авансовую стойкость политик.

Существенно скрасить ожидание Сергею Леонидовичу может намерение власти провести-таки местные выборы до конца текущего года. Для вице-премьера они могли бы стать первой проверкой прочности его президентского рейтинга. Последний, напомним, радует стабильностью, а, по версии некоторых опросов, даже некоторым ростом. Можно допустить, что образ главного реформатора до поры до времени будет вполне успешно работать на верховного реформатора Кабмина, особенно в свете того, что в прессе словосочетание 'Реформы Тигипко' куда более популярно, чем тематически родственное - 'Реформы Азарова'. В то же время можно допустить, что рост электоральной привлекательности Сергея Тигипко, зримо воплощенный в 'переезде' на вторую ступеньку пьедестала президентской популярности, может нести на себе некий отпечаток виртуальности. Знакомство не с местами, но с процентами дает основания сделать вывод: растет не столько его популярность, сколько падают показатели Юлии Тимошенко. Подобное положение дел некоторые политологи склонны пояснять малой активностью и разобщенностью оппозиции. То есть, при желании можно допустить, что, если 'меньшевики' соберутся с силами, то будущее Сергея Тигипко окажется не таким уж и радужным.

Пока же на фоне вялости одних и 'стабилизации других' вице-премьер-реформатор выглядит ярко и в меру убедительно. Но дальнейшее его будущее зависит не от одного только правильно производимого впечатления, но и от реальных последствий все еще гипотетических реформ. С равным успехом они могут как закрепить позиции Сергея Тигипко на политическом Олимпе, так и низвергнуть его. И еще неизвестно, чего бы с большим пылом желали его ситуативные соратники. В целом сложившаяся ситуация рано или поздно может выйти на уровень 'Или я ее поведу в ЗАГС, или она меня - к прокурору'. Служа 'заслонкой' при амбразуре потенциально неинтересных избирателям реформ Сергей Леонидович может стремительно растерять свой неожиданно высокий рейтинг. Стоит предположить, что 'соседи' по властному лагерю этому только порадуются: и дело сделано, и свои люди не пострадали (не зря ведь на заре формирования Кабмина эксперты напряженно обсуждали, 'смертниками' его укомплектуют или нет), и от конкурента, пасущегося на родственном электоральном поле, избавились... В то же время, при определенной осторожности, гибкости, а главное - умелом подборе аргументов для пояснения своей позиции, со временем Сергей Тигипко может продолжить успешно конвертировать прогрессивный имидж в растущие проценты популярности. Но, снова-таки, неизвестно, с какой степенью восторга к этому могут отнестись коллеги. Быть главным правительственным реформатором в любом случае - дело хлопотное. Не только с преобразовательной точки зрения, и в пределах 'побочных' политических эффектов.

Новые обещания