The Economist: Финансовая сторона конфликта России и Украины

22 Янв 2017 17:10

В напряженные, полные неопределенности дни конца 2013 года, когда украинцы заполонили Майдан Независимости в Киеве, протестуя против поворота правительства в сторону России, тогдашний президент Виктор Янукович ухватился за последнюю соломинку.

Чтобы поддержать его решимость сопротивляться требованиям активистов Евромайдана, Россия одолжила Украине 3 миллиарда долларов в виде облигаций. Но Януковича все равно свергли. Россия и Украина начали войну. И деньги так и не вернули - об этом сообщает АНТИКОР.

Потому Россия выдвинула судебный иск в отношении Украины. Поскольку деньги были выданы в соответствии с английским законом, в Высоком суде Лондоне на этой неделе начались слушания. Украинская сторона утверждает, что к ней не может быть претензий. В 2015 году группа кредиторов договорились о реструктуризации украинского долга на выгодных условиях: Россия отказалась принять участие.

Заметим, что путем аннексии Крыма и разжигания войны на Донбассе, Россия весьма усложнила для Украины процесс погашения облигаций. К тому же она манипулирует газовым вопросом и ввела торговые санкции. За 2013-2015 годы ВВП Украины упал на 15%. Покупательная способность граждан страны снизилась ещё больше. В 2013 году американский доллар стоил восемь гривен, сегодня его стоимость превышает 25 гривен.

Однако, пока непонятно, к какому заключению придёт английский суд, славящийся своей политической беспристрастностью, подтвердит ли он окончательно, что Россия должна понести ответственность за экономический ущерб Украины. Киев с трудом, но выплачивал проценты по облигациям несколько месяцев 2015 года, в то время, когда страна находилась в глубинах рецессии.

Сейчас украинская экономика находится в лучшем состоянии. Слабая гривна помогает поднять экспорт; в октябре МВФ спрогнозировал рост ВВП на 2,5% в 2017 году. В столице Украины наблюдается строительный бум, а торговые центры от Майдана Независимости теперь заполнены людьми, которые едят китайскую лапшу и гамбургеры.

Также несколько месяцев назад в Киеве было запущено приложение Uber, которое помогает водителям и пассажирам найти друг друга за несколько минут, чтобы быстро и надежно передвигаться по городу в любое время суток. В свою очередь, рынки, похоже, не слишком обеспокоены перспективой президентства Дональда Трампа, который поддерживает Россию: с ноября 2016-го гривна ослабла совсем незначительно.

Но если Украину вынудят выплатить 3 миллиарда долларов долга по решению английского суда, гривна снова подвергнется давлению. Кроме этого, выплата денег России приведет в ярость простых украинцев. Уже сейчас видно, что ближайшие несколько лет будут непростыми. Для того, чтобы обслуживать другие долларовые долги Украине придется потратить примерно 15 миллиардов долларов в период 2017-2020 гг. - это сумма эквивалентна текущим резервам иностранной валюты.

Если эти резервы опустятся ниже уровня 10 миллиардом долларов, инвесторы начнут беспокоиться о финансовом благополучии страны. Специальная программа Украины с МВФ, согласованная в 2015 году, должна смягчить этот удар, но она отстает от графика. В прошлом году Украина получила всего 1 миллиард долларов в виде выплат из фонда.

Придется Украине погашать долг, или не придется, список экономических задач страны выглядит пугающе. Нужно провести серьезные реформы для того, чтобы искоренить коррупцию и обеспечить верховенство закона. Конечно, определенный прогресс уже достигнут. Недавняя национализация крупнейшего в стране кредитора, Приватбанка, сохранила финансовую стабильность, - сообщает Томаш Фиала из инвестиционного банка Dragon Capital. А повышение цен на газ улучшило финансовое состояние государственной монополии «Нафтогаз».

Это положительные моменты, но сейчас темпы реформ замедлились. Надежды на то, что рынок сельхозземли в Украине будет открыт для иностранных инвесторов, не сбылись.Пенсионная система Украины нуждается в преобразованиях: расходы государства на выплату пенсий составляют 13% от ВВП, что по международным стандартам чрезвычайно много.

Больше всего разочарования вызывает утрата украинским правительством реформаторского пыла. Елена Беседина, преподаватель Киевской школы экономики, акцентирует внимание на том, что никто из представителей режима Януковича не был отправлен в тюрьму за свои преступления. Украинский показатель доли ВВП на душу населения составляет менее одной десятой американского, но роскошные автомобильные салоны и модные бутики и сегодня ведут активную торголю.

После выборов в 2019 году число популистов в парламенте, скорее всего, сократится. Да и Россия в этот раз, уже не будет финансировать украинских парламентариев.

Оригинал на The Economist


Новые обещания