Свет в окне: как работает упрощенный режим на украинской таможне

26 Сен 2016 22:54

И почему бизнес по-прежнему страдает от коррупции и злоупотреблений таможенников.

С 1 августа на украинской таможне заработал режим «единого окна», анонсированный правительством еще в начале 2016 года. Новый механизм призван существенно сократить временные затраты на прохождение таможенных процедур, а также ликвидировать бюрократические барьеры и коррупционные проявления. Главным образом за счет того, что все виды контроля на таможне будут проводиться параллельно – благодаря автоматическому обмену информацией между контролирующими структурами. Кроме того, планируется ликвидировать бумажный документооборот. Его заменят электронные записи в общей для всех госорганов базе данных.

Таким образом, все прохождение таможенного контроля не должно превышать 4 часов. Если же компетентный орган не уложился в этот срок и не озвучил свое решение, применяется принцип «молчаливого согласия». Иными словами, разрешение на пересечение границы считается автоматически полученным.

Но первые два месяца продемонстрировали немало изъянов в работе «единого окна», что лишает бизнес возможности провозить грузы без проволочек, пишет forbes.net.ua

Забытое старое

По данным Государственной фискальной службы, за первый месяц работы «единого окна» было оформлено 315 заявок. Это может считаться неплохим результатом для пилотного проекта. Но если учесть, что новый режим действует на всех пунктах пропуска, коих вдоль границы Украины – десятки, о достижениях рапортовать еще очень рано.

К тому же, «единое окно» – отнюдь не новшество. Фактически, это реализация норм статьи 255 Таможенного кодекса, в соответствии с которой таможенное оформление осуществляется в течение 4 часов. Причем, действуют эти требования еще с 2012 года. Но правительство решило согласовать теорию с практикой только сейчас. И все равно, без особого успеха.

Источником проблем далеко не всегда являются сами таможенники. Ведь помимо стандартных таможенных процедур, существуют и другие виды контроля (санитарный, фитосанитарный, радиологический, экологический, ветеринарный), а количество документов, которые могут понадобиться для пересечения грузом границы, около трех десятков.

«Единое окно» – хорошая попытка объединить в одно целое все контролирующие органы, причастные к таможенному контролю. Но масса нормативных актов, которыми руководствуется каждая из этих структур, делает такую консолидацию практически невыполнимойДенис Шендрик, сопредседатель таможенного комитета ЕБА

«В последние месяцы мы столкнулись с неправомерными действиями Госэкоинспекции. Дело в том, что экологический контроль может проводиться, когда с судна выбрасываются видимые плавучие части или возникают видимые следы нефти, нефтесодержащих или других загрязняющих веществ в районе их сброса. Однако на деле экологи без каких-либо оснований пытаются попасть на борт судна и взять пробы изолированного балласта, либо берут пробы воды рядом с судном, проверяют их на соответствие нормативам, и заявляют о загрязнении окружающей среды. Такое нарушение, помимо штрафа, может вылиться в задержание судна», – приводит пример Татьяна Титаренко, директор юридической компании LeGran.TT.

Норма о 4 часах тоже трактуется по-разному. Ведь для того, чтобы начался «отсчет», декларант должен предоставить все необходимые для таможенного оформления документы. «Кроме того, есть исключения, когда 4 часа не работают. Например, в ходе проведения исследований и выявленных нарушений таможенных правил. В итоге, таможня назначает досмотры, и на это субъекты ВЭД никак повлиять не могут», – объясняет Оксана Кобзар, адвокат адвокатского бюро Оксаны Кобзар.

Это же касается и принципа «молчаливого согласия», который применяется только в том случае, если представители таможни или других контролирующих органов вовремя не отреагировали на поданные документы. «Но если на основании представленных документов назначен осмотр или отбор образцов для исследований, то эти процедуры проходят в обычном порядке, их никто не отменял», – говорит Оксана Кобзар.

Кто жмет на тормоз?

По мнению сопредседателя таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Дениса Шендрика, «единое окно» – хорошая попытка объединить в одно целое все контролирующие органы, причастные к таможенному контролю. Но масса нормативных актов, которыми руководствуется каждая из этих структур, делает такую консолидацию практически невыполнимой.

«Да, создали единую систему, в рамках которой все службы должны скоординироваться и завершить оформление. Но, к сожалению, действующая нормативно-правовая база позволяет переносить контроль на более поздний период и запрашивать дополнительные документы, в том числе и в бумажном виде. В итоге, получается парадоксальная ситуация, когда предприятие подает документы через «единое окно», и оформляет груз больше суток, в то время как аналогичный груз по обычной процедуре пропускают за 4 часа», – рассказывает Денис Шендрик.

В Черноморском порту мы уже не раз сталкивались с тем, что там не хватает людей, неукомплектованный штат, и сертификаты, которые по закону должны оформляться в течение максимум трех дней, оформляются по 5-6 днейТатьяна Сокор, замдиректора компании-экспедитора «Новик Порт Сервис»

Еще одна проблема – это зачастую низкая квалификация кадров, отвечающих за таможенные процедуры, а также хроническая нехватка персонала. Особенно это ощущается в загруженных пунктах пропуска. Прежде всего, в портах.

«В Черноморском порту мы уже не раз сталкивались с тем, что там не хватает людей, неукомплектованный штат, и сертификаты, которые по закону должны оформляться в течение максимум трех дней, оформляются по 5-6 дней. А таможенные инспектора отмахиваются. В итоге, груз уже в Европе, а у нас еще не выпущены соответствующие документы. И хотя в данном случае речь идет об экспорте, у импортеров проблем явно не меньше», – говорит Татьяна Сокор, заместитель директора компании-экспедитора «Новик Порт Сервис».

Не снят и вопрос коррупции, поскольку и у таможенников, и у представителей остальных надзорных структур существует немало рычагов давления на бизнес при прохождении таможенных процедур.

«До 2008 года действовали жесткие индикативные цены, а президент Виктор Ющенко своим указом их отменил. И на время стало проще работать. Но сейчас стоимость товара определяется, по сути, согласно таможенным базам данных, а в расчет принимается максимальная инвойсная стоимость, которая, скажем так, в наш товар «зашла». Только вот в нашем случае стоимость металла биржевая. Ее никак ни завысить, ни занизить. Поэтому и возникают проблемы с таможней. Так что, снять вопрос коррупционной составляющей можно, лишь полностью освободив таможенную стоимость от любых баз данных и других индикаторов», – считает президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб.

Честным – дорогу!

В ЕБА говорят, что в правительстве, к счастью, идут на диалог и готовы устранять препятствия, которые не позволяют «единому окну» работать в нормальном режиме. «Исходя из списка излишних документов, которые требуют органы и которые могут не подаваться или подаваться после таможенного оформления, будут вноситься изменения в «единое окно». Но надо понаблюдать, как Минфин будет работать с этим, и как на координацию изменений отреагируют контролирующие органы», – подчеркивает Денис Шендрик.

Существенно облегчит прохождение таможни также применение особых условий для тех компаний, которые не имеют проблем с Государственной фискальной службой. По словам Татьяны Изовит, вице-президента Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности, переговоры о внедрении режима, при котором проверка компаний проводится постфактум, а не на таможне, ведутся с руководством ГФС уже достаточно давно. Но фискалы не торопятся идти навстречу бизнесу.

Есть исключения, когда принцип «4 часа» не работает. Например, в ходе проведения исследований и выявленных нарушений таможенных правил. В итоге, таможня назначает досмотры, и на это субъекты ВЭД никак повлиять не могутОксана Кобзар, адвокат адвокатского бюро Оксаны Кобзар

Подобную идею, кстати, прежний состав Минфина (под руководством Натальи Яресько) еще в начале 2016 года предложил закрепить на законодательном уровне. Речь об изменениях в Таможенный  кодекс, которые предусматривают введение института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Статус УЭО как раз и будут получать те компании, которые подтвердят свою благонадежность. В итоге, такие импортеры и экспортеры смогут беспрепятственно использовать принцип декларативного согласия, а проверку документов будут проходить после выпуска товаров. Так называемый пост-таможенный контроль.

Соответствующий законопроект под №4777 об УЭО был зарегистрирован в Верховной Раде еще в июне нынешнего года. Причем, его инициатором является премьер Владимир Гройсман. Тем не менее, в сессионный зал этот документ до сих пор не попал. И когда Верховная Рада будет его рассматривать – неизвестно.

Новые обещания