Регионы: Кровавый коллапс Запорожья

17 Фев 2015 11:17

Запорожье и Запорожская область считались одним из ключевых регионов для партии Януковича.

За год, прошедший после победы Майдана, поменялось в Украине практически всё и везде. Крым уже «не наш», на Донбассе идёт война, бывший президент со своим окружением сбежал в Россию. 

Парламент – новый, президент – тоже, как и Кабмин и все остальные ветки власти. Изменились налоги, изменилась жизнь, даже в языке появились новые слова – «сепар», «ватник», «фэйк», «двухсотый»… Только в одном уголке Украины не поменялось практически ничего. Этот уголок – Запорожская область.

Запорожье и Запорожская область считались одним из ключевых регионов для партии Януковича. Тут «регионалы» из года в год получали стабильные 60-70% голосов, тут все ключевые позиции закрывали «бело-голубые», тут оппозиция была скуплена на корню и любые попытки изменить порядок вещей пресекались достаточно быстро и уверенно. Для понимания процессов надо знать всего три имени:

1. Евгений Анисимов, «смотрящий» от «Семьи» в Запорожье. Собирал с коммерсантов, силовиков и чиновников дань для Киева. В качестве подработки вымогал от бизнесменов доли прибыли в их предприятиях, за что, собственно, и поплатился – правда не сразу, а через несколько лет активной деятельности, когда умудрился рассорится с «Семьей» и утаить от них часть доходов. Тогда его поймал в аэропорту Бориполя киевский спецназ и под белы рученьки увез в СИЗО, где бывший «смотрящий» в тишине и уюте знакомился с томами дел о вымогательстве и угрозах жизни.

2 и 3. Александр Пеклушенко, губернатор Запорожской области до марта 2014 года, и Виктор Межейко, глава Запорожского областного совета по сей день. Одиозные «регионалы», организаторы и прямые спонсоры разгона запорожского Майдана 26 января 2014 года, когда количество избитых и искалеченных людей исчислялось десятками, а задержанных – сотнями. Ныне оба предстали перед судом за организацию этого разгона, но дело выстроено так криво, а прямых доказательств и улик собрано так мало, что шансы на справедливое наказание стремятся к нулю. 

Тем более что Межейко, как глава облсовета, где большинство составляют «регионалы» (хотя и написавшие заявления о выходе из партии), сохранил и влияние, и денежные потоки, позволяющие подкупать нужных силовиков и чиновников практически на любых уровнях. Показателен факт, что вышеупомянутого «смотрящего» Анисимова выпустили из киевского СИЗО ровно через день после разгона запорожского Майдана после личной просьбы губернатора Пеклушенко. Собственно, с тех пор Анисимова в Запорожье и не видели, а последний год он пребывает в Москве, где комфортно себя чувствует.

Итак, что же изменилось в запорожской политике за последний год? «Смотрящий» Анисимов был отпущен из киевского СИЗО и сбежал в Россию ещё до победы Революции. Губернатора с грехом пополам сменили – вместо действующего члена Партии регионов Пеклушенко им стал бывший член ПР Баранов (правда, потом и он ушел в отставку). Глава облсовета Межейко остался на своем месте. Схемы выкачивания денег из бюджетов всех уровней остались теми же, суммы тоже. В городе и области (а регион граничит с Донецкой областью – от первых запорожских сел до Мариуполя полчаса езды на машине – или на танке) усиливается недовольство новой властью – ведь, кроме войны и ухудшения экономической ситуации, других изменений люди не замечают. Как требовали чиновники взятки, так и требуют. Как устраивала милиция беспредел, так и устраивает. Как можно было за определенную сумму «решить вопрос» с любым судьей, так и можно до сих пор. Только тела запорожских солдат свозят круглосуточно в центральный морг области – других изменений нет.

Отдельный вопрос – коммунальное хозяйство Запорожья. Оно находится на грани развала, и зима это подтвердила. Водоснабжение, подача тепла и электричества – все эти точки стали болевыми для города. А единственный признанный специалист по ЖКХ Запорожья, точно знающий выходы из ситуации – глава наблюдательного совета ООО «ПКФ «ГЮСС»» Юрий Комиссаров – пока не привлечен к процессам спасения городского коммунального хозяйства и продолжает заниматься частным бизнесом.

Что же делает центральная власть для того, чтобы изменить ситуацию в Запорожье? Ответ: ничего. Результат налицо: большинство голосов на минувших парламентских выборах в области набрал «Оппозиционный блок» (та же «Партия регионов», только в профиль). Губернатора в области нет с осени. Прокурор области – бывший «майдановец» по фамилии Шацкий – результатами годичной работы похвастаться не может – все преступники и коррупционеры остались на своих местах. Зато может похвастаться автомобилем (купил новенький внедорожник «Ауди») и тем, что пристроил детей в Генеральную прокуратуру. 

Межейко, чьи руки по локоть в крови активистов, пытается «решить вопросы» со следствием – и скорее всего решит, наплевав на правосудие и справедливость. А тем временем в области уже взрывают железнодорожные мосты, по улицам бродят полувоенные формирования из бывших мелких преступников, которые готовы ловить рыбку в мутной воде, прикрывая рэкет и вымогательство лозунгами о «люстрации» и «борьбе со старыми кадрами». И прокуратура, которая в наличие Межейко, Пеклушенко и братьев Анисимовых дестабилизирует ситуацию, «охотясь» на мэра Сина, тоже не помогает разрешению ситуации и спасения области от краха.

Новые обещания