Регионы: Как Москва избавляется от крымских сепаратистов

10 Июл 2015 16:49

В разгар курортного сезона в Крыму – большой переполох в рядах местных «властей».

В разгар курортного сезона в Крыму – большой переполох в рядах местных «властей». В Кремле, похоже, устали наблюдать за самодеятельностью Сергея Аксенова и Ко и начали серьезные чистки рядов – в течение последних дней произошло несколько громких задержаний в местной чиновничьей среде. Позиции самого Аксенова также зашатались, и такими темпами никто не удивится, если российские кураторы задумаются о его смене на «варяга».

Собственно, то, что Москва абсолютно не питает сантиментов к людям, которые, вооружившись триколорами, ковали проект «Крымнаш», стало понятно вскоре после аннексии полуострова. Так еще прошлым летом был уволен бывший первый зампредседателя Совета министров Крыма Рустам Темиргалиев, игравший одну из главных ролей в тогдашних событиях. Сам Темиргалиев рассказывал, что он просто выполнил свою миссию, но Аксенов прямо заявил, что у его подчиненного развилась «звездная болезнь» и он «перепутал нахождение на государственной должности и работу в частном бизнесе». Позже Темиргалиев был полпредом Татарстана в Казахстане, но на этой должности тоже долго не задержался, пишет Главком

Был задвинут на вторые роли и еще один видный персонаж «Крымской весны» «народный мэр Севастополя» Алексей Чалый, который запомнился стилем «кэжуал» на торжественном подписании договора об аннексии Крыма в Москве. Чалый пару недель исполнял обязанности «губернатора Севастополя», после чего Кремль откомандировал в «город русской славы» более понятного для себя Сергея Меняйло. Позже Чалый отметился заявлением, что «к власти в городе пришли люди, обладающие редким сочетанием двух качеств: некомпетентность и чванство», очевидно, имея в виду как раз нового губернатора-«парашютиста», спущенного Москвой в оккупированный город. Впрочем, это не помешало Чалому вместе с Меняйло возглавить список «Единой России» на местных выборах, а позже Чалого избрали главой Законодательного собрания Севастополя. Однако он продолжает оставаться «белой вороной» в местной среде, в пух и прах разнося работу губернатора и правительства города.

Вал же увольнений рядовых чиновников пошел уже в этом году. В марте, после того как министр транспорта России Максим Соколов раскритиковал ситуацию полного хаоса на переправе через Керченский пролив, полетела голова крымского «министра транспорта» Анатолия Цуркина. Тот написал «по собственному», стал помощником Аксенова, а его портфель отдали еще одному командировочному – петербужцу Андрею Безсалову.

Не справилась с поставленными задачами и «министр курортов и туризма Крыма» Елена Юрченко, которая успела вляпаться в коррупционный скандал с провалом переговоров с крупным российским туроператором «Пегас-трэвел» и лоббированием подконтрольной ей государственной компании «Солнечная Таврика». Юрченко была креатурой «председателя Госсовета Крыма» Владимира Константинова, и пока поменяли ее на помощника Аксенова Сергея Стрельбицкого.

В июне прямо во время визита в Крым российского премьера Дмитрия Медведева, который выразил неудовольствие, что на полуострове практически не работает свободная экономическая зона и… почему-то не идут инвесторы, на всякий случай уволили местного «министра экономики» Николая Коряжкина.

Бунт на корабле

До поры до времени это были тихие кадровые перестановки без особого выноса сора из избы, хотя на Цуркина в июне таки было заведено уголовное дело по превышению должностных полномочий. Исключение составило разве что резонансное увольнение «замгубернатора Севастополя по городскому хозяйству» Дениса Добрякова, которое вызвало возмущение его патрона, главного местного сепаратиста Алексея Чалого.

Но недавно события приобрели совсем иной характер. 26 июня по подозрению в коррупции от должности был отстранен «министр имущественных и земельных отношений Крыма» Александр Городецкий. Подозрение вызвало его согласие на сдачу в аренду санатория имени Семашко по смешным расценкам.

Если расследование по Городецкому инициировал сам Аксенов, то следующий удар был уже нанесен по нему. 29 июня ФСБ задержала ставленника Аксенова – «министра промышленной политики» Андрея Скрынника. Его подозревают в пособничестве в совершении хищения госимущества Бахчисарайского РАЙПО по предварительному сговору в особо крупном размере. По данным ФСБ, «министр» помог незаконной перерегистрации общества в частную собственность и нанес «государству» ущерб в 48 миллионов рублей.

Практически одновременно со Скрынником ФСБ задержала еще одну крупную рыбу – «начальника управления Федеральной налоговой службы Крыма» Николая Кочанова с поличным на взятке.

«Неприкасаемых у нас нет, – заявил сразу после этого Аксенов. – Никто не имеет права нарушать закон. Это касается не только Андрея Скрынника, а всех без исключения, включая и руководство республики. Мы же договорились, что правила действуют для всех».

Однако заметно, что эта ситуация изрядно нервирует крымское «руководство» и вскоре риторика поменялась. Тот же Аксенов по мотивам этих задержаний уже через некоторое время разразился очень витиеватыми тирадами о том, что все это неспроста: «Я знаю, кому мы наступили на хвост. Работает здесь большая группа, у которой в обороте большие денежные средства и реализация ее подходит к концу. Ищут разных товарищей, готовых на то, чтобы профинансировать определенную работу, и, соответственно, спровоцировать должностных лиц Республики Крым».

Понять, что именно имел в виду «глава Совмина», из этих слов сложно – ясно только, что это происки врагов. Может быть, Аксенов намекал, что «разные товарищи с большими денежными средствами» специально засланы в Крым, чтобы провоцировать неподкупных крымских чиновников на получение взяток? Но кто их засылает? Это случайно не те же «посыльные от Яценюка», которые, по мнению Аксенова, протестовали против сноса рынка в Симферополе? Также главарь крымской хунты посетовал, что органы никак не расследуют деятельность отстраненного им Городецкого, при этом задержание своего протеже Скрынника назвал «чистой провокацией».

«К большому сожалению, там, где нужно, работа не идет, – сокрушается Аксенов. – А там, где не нужно, создается пустой выхлоп, направленный, прежде всего, на дискредитацию должностных лиц Республики Крым. Поскольку мы идем по правильному пути, и сюда не могут зайти различные мошеннические структуры, которые специализируются на разных схемах сомнительного характера, конечно, у всех это вызывает раздражение».

Но если раньше в подобных планах по дискредитации «должностных лиц Республики Крым» можно было обвинить завистливых «хохлов», то теперь местным лидерам сепаратистов приходится кивать, страшно подумать, на саму Россию. Соратник-конкурент Аксенова Константинов разливался еще большим соловьем. Он заявил, что порывался сложить с себя полномочия, когда прочитал в СМИ, что нынешняя команда является самой коррумпированной в истории Крыма: «Та команда, которая работает в Крыму, она реально самая чистая и честная из тех, которые я на своей жизни видел в Крыму. Я отвечаю за это своей головой. Другое дело, что сам мир, который нас окружает, не идеален. Ситуация, в которой мы находимся, – исключительная и уникальная вообще для всего постсоветского пространства. Безусловно, возможны какие-то ошибки, но огульно обвинять в каких-то коррупционных действиях — это совершенно неправильно». При этом Константинов подчеркнул, что нынешнее «руководство» «развалило все коррупционные схемы, которые существовали в здании правительства Крыма».

В итоге, «спикер Госсовета» договорился до того, что в фактах коррупции виновато… украинское законодательство, с которого непутевые крымские чиновники уже год с лишним никак не могут перестроиться на российское: «Любое очернение неправомерное чиновников будет носить ровно обратный эффект. Будет еще хуже для людей, когда чиновники начнут бояться, не понимая, какое законодательство действует – российское или еще украинское, и на всякий случай вообще ничего не будут делать, ни по-российски, ни по-украински, а вы как хотите, так и выживайте».

Угроза с материка

Как апогей этой истерии о «самой чистой и честной команде» была создана специальная комиссия «оперативного реагирования» на преследование чиновников, которая будет жаловаться лично Путину. Более того, заявив о заказном характере преследований, Аксенов назвал и их заказчиков – неких загадочных «людей с материка»: «Просто люди, которые думают, что они сильно умные, поверьте, мы всех научим. А то у нас тут появились некоторые деятели, которые приехали с материка и что-то рассказывают здесь, что крымчане все бестолковые, идиоты, а появились определенные герои, которые что-то хотят поменять, при этом выплескивая позицию в публичную плоскость. Этого не будет, я вам гарантирую».

Кстати, термин «люди с материка», судя по всему, прочно закрепится в местной среде – причем будет означать совсем не тех людей, что до оккупации. Так, глава одного из комитетов Госсовета Крыма Сергей Шувайников высказался в еще более эмоциональной форме насчет того, что коренных крымчан учат жизни «непонятно кто»: «Некоторые господа, товарищами я их даже называть не хочу, неизвестно откуда, с материка или еще откуда-то, начали такую кампанейщину по обвинению всего крымского чиновничьего, в том числе и депутатского, корпуса в коррупции, каких-то злостных нарушениях, мошенничестве и так далее. Если они думают, что мы 23 года жили в резервации и не имеем опыта политической и правовой борьбы, они глубоко ошибаются... Сегодня и так сложно работать, преодолеть прошлое. Все недруги на Украине, в Крыму, за бугром начали дружно аплодировать. Завтра заявят, что Крым вообще чуть ли не Сицилия».

Вот так крымские чиновники решили поднять свои гордые головы и показать, что за 23 года «несчастного» украинского периода чему-то да научились. Кроме распила бабла, понятно. Ведь когда Константинов кивает на Украину, при которой «миллиарды денег разворовывались», он скромно умалчивает, что сам в тот период занимал руководящие посты. И вся старая так называемая элита, состоящая из бывших «регионалов», никуда не делась – она точно так же сидит в чиновничьих креслах, только нацепив триколор и повесив над головой портрет Путина. Другой «элите» в Крыму просто неоткуда взяться.

В Москве это прекрасно понимали, но до поры до времени не решались трогать эту чувствительную конструкцию. Но, похоже, кредит доверия к нынешним крымским «властям» исчерпывается и заезжие спецы будут понемногу вытеснять не справившихся с глобальными вызовами местных кадров. А учитывая, что Крым для официальной российской идеологии – это больше, чем «федеральный округ», зачистка местной знати, расслабившейся на федеральных денежных вливаниях, может быть тотальной.

В предчувствиях этого и проскакивают комплексы «резервации» и «бестолковых крымчан». Понятно было, что ревность «крымских» к «варягам», которых Кремль массированно расставляет на полуострове, рано или поздно проявится, но вряд ли кто предполагал, что в такой форме. По сообщениям СМИ, в Москве настолько неприятно удивились грозным речам Аксенова и созданию комиссии по защите чиновников, что вызвали его «на ковер» для дачи объяснений. Крымские чинуши вдруг с удивлением обнаружили, что, несмотря на их клятвенные заверения о преданности, «большая земля» будет творить в их вотчине все, что посчитает нужным. И размножение портретов Путина в кабинетах не поможет.

Новые обещания