Рабы немы: чем грозит Украине партийная диктатура

26 Фев 2016 13:01

И что заставило объединиться вокруг законопроекта № 3700 четыре оппонирующие друг другу политсилы.

Президент Украины Петр Порошенко подписал изменения в закон «О выборах народных депутатов Украины» в части исключения кандидатов из избирательных списков. Резонансный документ №3700 больше известен как закон «о партийном рабстве», поскольку полностью возвращает украинскую политику в формат конца 1990-х – начала 2000-х годов.

Закон №3700 его авторы упорно «протаскивали» через сессионный зал несколько месяцев кряду с очевидными нарушениями Регламента Верховной рады. Начали еще в декабре прошлого года, финишировали – на ставшем уже легендарным заседании 16 февраля, где была провалена отставка Арсения Яценюка. В общей сложности спикер парламента Владимир Гройсман ставил закон на голосование несколько десятков раз. Такая настойчивость не может не указывать на явную заинтересованность президентской команды в переписывании партийных правил игры, пишет Форбс

Об этом говорят: Большинство партий в Украине уже готовы к развертыванию предвыборных штабов


К слову, соавторами документа выступили сразу четверо лидеров фракций демократических партий (Максим Бурбак, «Народный фронт»; Юрий Луценко, БПП; Олег Березюк, «Самопомощь»; Олег Ляшко, «Радикальная партия Олега Ляшко»). Казалось бы, откуда такое внезапное единство, и чего добивались принятием этого закона лидеры уже практически канувшей в Лету коалиции?

Механизм партийного бана

Суть предлагаемых изменений максимально проста – в соответствии со статьей 105, партии получают право исключать кандидатов в депутаты из собственного избирательного списка даже после выборов. Как известно, сегодня в Украине действует смешанная избирательная система на выборах народных депутатов. Половина выдвигается по партийному списку, а вторая – борется на мажоритарных округах.

В соответствии же с новым законом, та часть нардепов, которая проходит по списку, теперь может быть благополучно «выпилена» из него собственным партийным руководством. К примеру, числится кандидат под №45 в списке крупной политической партии, и понимает, что после прохождения в Раду от партии сорока депутатов его очередь рано или поздно наступит. Вакантные места в парламентской квоте образовываются как правило за счет того, что часть депутатов идет в правительство.

И вот этот кандидат ждет своего звездного часа, будучи уверенным, что список подвинется, и он получит заветный депутатский мандат. Список действительно движется, но у него внезапно портятся отношения с лидером партии или просто у руководства другие планы на образовавшуюся вакансию. И кандидат отправляется в партийный бан.

Да, в законе даже прописана детальная процедура, которая, вроде бы, должна исключить волюнтаризм. Партийная конференция, рассмотрения ЦИК. За него вроде бы голосовали люди, его фамилия всегда была в списке. Но, увы. Не оправдал партийного доверия.

Forbes уже писал, что по такой схеме в БПП могут избавиться от Андрея Богдана, адвоката Геннадия Корбана, который следующий на очереди за депутатским мандатом.

Болезнь демократов

Как уже говорилось, закон №3700 объединил все демократические партии. Для того чтобы понять причину столь внезапного единства, нужно вспомнить историю демократических партий в Украине. Так, «Батькивщина» еще в парламенте VI созыва стала надежным поставщиком «тушек», «Наша Украина» после фиаско Виктора Ющенко укрепила своими кадрами сразу несколько партий (УДАР, Партию регионов и ту же «Батькивщину»). Еще в те времена Юлия Тимошенко говорила об императивном мандате (запрете перехода из фракции во фракцию) как о единственном способе обеспечения партийной дисциплины.

При сохранении закона №3700 новые парламентские выборы, которые сейчас многие рассматривают как единственно возможный способ выхода из политического кризиса, могут окончательно легитимизировать политическую коррупцию

Учитывая то, что на политической арене Украины новых лиц появляется не так много, старые «болезни» перекочевали и в новый парламент. Возьмем, к примеру, БПП. Всего за год с небольшим работы Верховной рады из пропрезидентской фракции уже успел выйти добрый десяток депутатов. Александр Сугонянко, Сергей Каплин, Егор Фирсов, Андрей Антонищак. До этого – Степан Барна, Александр Шевченко, Евгений Рыбчинский, Тарас Батенко. Кто-сменил политический курс, кто-то – открыто выступил против политики президента в разгар политических скандалов.

«Самопомощь» потеряла сразу пятерых нардепов, голосовавших за децентрализацию. Это Анна Гопко, Виктория Пташник, Остап Еднак, Павел Кишкар и Виктор Кривенко. Кроме того, отказаться пришлось и от нынешнего министра АПК Алексея Павленко, который предпочел остаться в правительстве, несмотря на отзыв фракции.

Аналогичные процессы проходили и в стане «Радикальной партии Олега Ляшко» – все хорошо помнят истории с Сергеем Мельничуком и Златой Огневич. Из «Народного фронта» пока вышел только Вячеслав Константиновский, но как только со своим постом распрощается Арсений Яценюк, миграционные процессы во фракции активизируются.

Три кита украинской политики

К чему приведет вступление в силу закона №3700? К реставрации архаичных институтов партийного управления. Все это украинскому политикуму уже давно хорошо знакомо. Партийные боссы окончательно поняли, что по-другому строить политические проекты и управлять ими не могут, а игры в демократию приводят к центробежным тенденциям.

Итак, первый атрибут такой системы – это кнопкодавство. С этим способом демонстрации верности партийным лидерам мы так и не справились. И голосования Рады VIII созыва это доказывают.

Второе – это голосование «по отмашке». Опыт покойного Михаила Чечетова, как говорится, в помощь. Такие голосования всегда были ярким примером политической лояльности. Теперь, когда каждый нардеп может оказаться на крючке партийного руководства, самодеятельности во фракциях станет меньше.

Третье – это торговля местами в списках. На осень с высокой долей вероятности рассматривается сценарий проведения досрочных парламентских выборов. И в нем обязательно будет списочная составляющая. А значит, имея такой механизм, как управление партийным списком, политические лидеры снова объявят большой аукцион на «места под солнцем».

При сохранении закона №3700 новые парламентские выборы, которые сейчас многие рассматривают как единственно возможный способ выхода из политического кризиса, могут окончательно легитимизировать политическую коррупцию. На фоне отсутствия конкуренции (а голосование 16 февраля это ярко показало) новый парламент может не только не обновиться, но и полностью состоять только из двух категорий: политических марионеток, давящих на кнопки, и профессиональных лоббистов, купивших себе места в списках.

Новые обещания