Подробности студенческой жизни Дмитрия Яроша

24 Апр 2014 00:00

СМИ побывали в вузе, где учился лидер 'Правого сектора' и кандидат в президенты Дмитрий Ярош. В Дрогобичском государственном педагогическом университете, что во Львовской области, о своем знаменитом выпускнике вспоминают неохотно.

Журналист 'Сегодня' пытался навести справки о Яроше у проректора с научно-педагогической работы Юрий Кишакевича, но он в ответ посоветовал 'убраться прочь из его кабинета'.

В отделе кадров сообщили, что разговаривать на тему 'Яроша' можно только с разрешения ректора, но ее - Надежды Скотной - в тот момент не оказалось на месте, в университете - 'библиотечный день'.

В отдельном корпусе филологического факультета почти все сотрудники знают, что у них учился лидер 'Правого сектора' и кандидат в президенты, однако никто не желает делиться воспоминаниями, мол, что 'у нас было много студентов и каждого не запомнишь'.

Единственный человек, который адекватно воспринял визит журналиста - заведующий кафедрой украинской литературы и теории литературы Петр Иванишин. Он любезно согласился поведать о Дмитрие Яроше, называясь его 'другом и побратимом'.

'Основателем 'Тризуба' был мой покойный отец, а Ярош стал его последователем'

'Дмитрий Ярош был учеником моего покойного отца Василия Иванишина, доцента кафедры украинской литературы Дрогобичского педуниверситета', - говорит Петр Иванишин.

Преподаватель из Дрогобича Василий Иванишин является основателем всеукраинской общественно-спортивной организацией 'Тризуб' и, можно сказать, дедушкой 'Правого сектора'. 'Должен заметить, что характер 'ПС' сильно отличается от первоначальной, глубоко-гуманной природы 'Тризуба'. Но об этом позже...', - добавляет Петр Иванишин.

По словам Петра Васильевича, в 'Тризуб' Дмитрий Ярош вступил в 1994 году и очень скоро показал себя хорошим организатором. Вскоре ему поручили расширить ряды организации в центре и востоке Украины. Заданием 23-летнего Дмитрия стало найти в русскоязычных регионах людей, готовых вступить в 'Тризуб', став под знамена со Степаном Бандерой.

'В то время это было настоящим подвигом. Дмитрий через знакомых, по различным рекомендациям, искал добровольцев, а тех, кто не выдерживал - отсеивали. Но когда на берегу Днепра Ярош выстроил сотню 'бандеровцев' с правобережной Украины, у отца выступили слезы', - рассказывает Иванишин.

Уже в 1996 году на проще, в селе Зарваница Тернопольской области, Дмитрий стал командиром всего украинского 'Тризуба'.

Фактически, Дмитрий выполнил свое задание и распространил влияние 'Тризуба' на востоке в центре страны. За это Василий Иванишин передал руководство организацией Ярошу. Вскоре Ярош дослужился в 'Тризубе' до звания полковника и в 2012 году стал его предводителем.

Известно, что Ярош родился в Днепродзержинске, в семье простых людей. По словам Петра, он прошел школу улицы и рабочих районов и именно 'причастность к революционным процессам' спасла Яроша от участи в криминальных кругах, главенствующих во времена его молодости.

'Он служил в армии, кажется, на крайнем севере России. Последние месяцы службы совпали с моментом развала Союза. Ярош даже объявил голодовку, чтобы его перевели в Украину. Тогда ему помогали многие люди, даже кто-то из депутатов', - говорит Петр.

После армии Дмитрий недолго трудился слесарем, временами оставался без работы. 'Был даже период, когда Ярош привозил из Чернигова пряжу, жена вязала из нее детские вещи, и он их продавал', - вспоминает друг Яроша.

На вопрос, за какие средства жила семья Яроша, пока он занимался общественной деятельностью и не работал, Иванишин отвечает, что на содержание руководства 'Тризуба' патриотично настроенные бизнесмены всегда давали деньги. 'Но это была символическая зарплата, которой хватало, чтобы сводить концы с концами. Временами работала его жена, также спасало денежное пособие на детей', - говорит Петр.

По словам преподавателя, когда Ярош стал командиром 'Тризуба', Василий Иванишин помог Дмитрию поступить на филфак Дрогобичского пединститута.

'Отец решил, что Дмитрию, кроме воинской выучки, необходимо высшее образование. Так Ярош поступил в наш университет на украинскую филологию, где преподавал папа. Если я не ошибаюсь, за три года, экстерном, в 2001 году Дмитрий получил диплом. Он очень любит историческую прозу и это ему помогало в учебе. Конечно, его немного тянули, особенно в предметах, не касающихся филологии, как, например, 'Охрана труда'. Он в остальном студент справлялся сам. Во время сдачи сессий Ярош жил у нас дома, где очень много литературы, и он мог спокойно ею пользоваться', - рассказывает Петр.

По его словам, в жизни Дмитрий Ярош спокойный и уравновешенный сангвиник. 'Я никогда не слышал, чтобы он выходил из себя или матерился, также он говорит исключительно на украинском и 'перевел' на государственный язык всю свою семью. Если говорить о вредных привычках, то он давно бросил курить, но с началом Майдана опять вернулся к сигаретам. Может выпить, но без фанатизма. В 'Тризубе' всегда был 'сухой закон', и человек в форме не имел права тянуться к рюмке. Пока здоровье не подкачало, Дмитрий злоупотреблял солью с перцем, но это все, что можно сказать о его пристрастиях', - рассказывает Петр.

Больше двадцати лет назад, в середине 90-ых, вопрос национальной безопасности и обороны стоял в Украине так же остро, как и сейчас.

'Черноморский флот еще не поделили. Атомное оружие не отдали. У нас еще была сильная армия, а на Приднестровье и Кавказе пылали 'горячие точки'. Помню, мы же каждый день боялись начала войны. Все дышало опасностью, и многие не хотели признавать Украину как самостоятельное государство. А демократические лидеры быстро нашли общий язык с неокоммунистами, позабыв про идеалы, которые их привели к власти', - рассуждает собеседник.

По его словам, в стране нужно было создать организацию, члены которые будут отвечать за безопасность нации. 'Отец это предвидел и поставил себе за цель собрать вместе людей, которые смогут защищать суверенитет Украины и национальную самобытность', - продолжает Иванишин.

Так, 14 октября 1993 года была создана молодежная организация 'Тризуб'. В 'Тризубе' культивировалась идея воссоединения украинской нации, но она, по словам Иванишина, не использовался для борьбы за власть. Главное было - заинтересовать молодежь и настроить ее не на легкие деньги, а на борьбу за национальную идею.

'В Тризубе' занимались воспитанием и физической подготовкой молодежи. Время от времени ребята собирались, знакомились с идеями Шевченко, Донцова, ходили строем, учились азам рукопашного боя. Оружия в 'Тризубе' не было, но парни носили камуфляжную форму с шевронами и черные береты. Уже в 1995 году, при правлении Кучмы, 500 членов 'Тризуба' прошлись маршем по Крещатику - и это был шок для той власти', - вспоминает Иванишин.

Таких 'экземпляров', как Сашко Билый, по словам преподавателя, там не могло быть, криминала за 'тризубцами' никогда не тянулось. Правда, против участников 'Тризуба' велись политические преследования и провокации, но это было связанно, отмечает Мванишин, только с активной общественной позицией организации.

В отличие от 'Тризуба', 'Правый сектор' соединил в себе различные организации. 'Там нет четкой идеологии. Приходят самые разные люди, и не хватает времени их проверять', - добавляет преподаватель.

На вопрос, зачем же Ярош идет в политику, его друг отвечает: 'Дмитрий действительно никогда не рвался в высшие политические круги, но в данной ситуации считает этот шаг неизбежным, чтобы изменить страну. Он совершенно равнодушен к деньгам, и это, как по мне, отличное качество для политики. Ему не раз предлагали 'крышевать' бизнес или стать депутатом Верховной Рады, но он отвечал: 'Для Яроша это много, но для полковника Ястреба - этого мало'. Думаю, у него есть очень большие шансы'.

Новые обещания