Под контролем группы Александра Януковича, Сергея Арбузова и приближенных к ним лиц работают 20 украинских банков

18 Апр 2014 00:00

По подсчетам 'ДС', под прямым или опосредованным контролем группы Александра Януковича, Сергея Арбузова и приближенных к ним лиц находятся свыше двух десятков финучреждений.

О ком речь

10 апреля НБУ обновил информацию о владельцах существенной доли в капитале украинских банков. Данные о своих собственниках регулятору предоставили 175 из 180 банков, сообщает АнтиКор.

Не отчитывались те финучреждения, в которых введена временная администрация, а владельцы отстранены от управления бизнесом.

Банки обязаны публиковать структуру своих бенефициаров - конечных собственников. Так, по крайней мере, было раньше. При Сергее Арбузове НБУ от этой практики отказался. И больше двух лет информация о том, кто владеет финучреждениями страны, не актуализировалась.

то интересного в опубликованном НБУ отчете? Если владельцы группы крупнейших банков известны давно и не скрывают этого, то собственники десятков мелких учреждений, а также их роль в финансовой системе до сих пор остаются загадками.

Некое представление о картине 'финансового мироздания' дает запись, сделанная еще 11 марта в Facebook министром внутренних дел Арсеном Аваковым: 'На столе отчет по более 50 банкам-'мойкам' на завтрашнее совещание. Хотим окончательно и жестко перекрыть этот рудимент прежней 'семейной системы'.

По классификации НБУ, банки делятся на несколько групп. К первой относятся те, у которых активы свыше 21 млрд грн. В четвертую, наименьшую, входят банки с активами менее 3 млрд. Туда, как правило, попадают вновь созданные финучреждения, кептивные (карманные) или упомянутые Аваковом банки-'мойки'.

Если за весь 2012 г. в Украине было создано три новых финучреждения, то в прошлом - семь. В опубликованном отчете владельцев банков не все они стали называть своих реальных покровителей, обойдя это требование публикацией имени номинального владельца, либо вовсе попытались скрыть бенефициаров, используя самую распространенную схему: оформление акционерного капитала на нескольких физических или юридических лиц, не связанных между собой.

Каждый из них при этом владеет не более 10%, что позволяет банку не разглашать имен. Проведенное 'ДС' расследование свидетельствует: основная часть подобных учреждений была связана с ближайшим окружением Виктора Януковича. Кто на новенького

Осенью в Донецке появился банк 'Гефест', который, согласно данным НБУ от 10 апреля, контролируется через фирму 'Приоритет права' на 99,99% Игорем Кутицким. По информации 'ДС', ранее у него не было опыта в банковском деле. Зато с избытком он имеется у Юрия Савицкого, бизнес-партнера г-на Кутицкого, с которым в 2013 г. создавался 'Гефест'. Савицкий - один из совладельцев рухнувшего банка 'Родовид'.

Еще один их партнер, Андрей Седов, входил в структуру управления компаний из группы банка 'Родовид'. По данным 'ДС', неформальным куратором 'Гефеста' стал Юрий Иванющенко, близкий к семье Виктора Януковича. Его же менеджеры опекали после национализации 'Родовид'.

Летом 2013 г. был создан Инвестиционно-трастовый банк, 100% которого принадлежит фирме 'Бируанг'. Официально среди ее конечных владельцев 11 физлиц. Но на момент создания основным владельцем был бывший член ревизионной комиссии банка 'Рыночные технологии' Алексей Кармазин. Среди их бизнес-партнеров Игорь Кушнарев и Валентина Фоменко - те самые люди, которые были связаны с созданием группы компаний, призванных монополизировать рынок услуг по предпродажной оценке недвижимости и машин. Расследование 'ДС' в 2012 г. показало, что за этой операцией стоял старший сын экс-президента Александр Янукович. По информации 'Наших грошей', банк 'Рыночные технологии', менеджмент которого взялся развивать новый Инвестиционно-трастовый банк, непосредственно входит в орбиту экс-главы МВД Александра Захарченко.

Летом 2013 г. был создан и банк 'Михайловский', принявшийся бурно наращивать розничную сеть. По данным сайта Insider, это финучреждение создавалось под покровительством друга младшего сына экс-президента Виктора Януковича, донецкого предпринимателя Руслана Цыплакова, владеющего также Пивденкомбанком. Однако в пресс-службе самого 'Михайловского' эту информацию опровергают. По данным председателя правления финучреждения Игоря Дорошенко, у банка, который он возглавляет, 12 конечных акционеров -физических лиц. Традиционно ни один из них не владеет свыше 10% уставного капитала. Для чего нужны банки

Всего, по подсчетам 'ДС', за время правления Виктора Януковича приближенные к нему лица обзавелись около двумя десятками финучреждений, в основном из третьей и четвертой групп. Для чего они нужны?

Например, только в 2013 г. Всеукраинский банк развития (ВБР), принадлежащий Александру Януковичу, выиграл тендеры на организацию кредитов госзаемщикам на 1,1 млрд грн. (его основные клиенты - предприятия 'Укрзалізниці').

Фидобанк, который развивает приятель Сергея Арбузова Александр Адарич, выиграл заказы на 5 млрд грн. на организацию покупки облигаций внутреннего госзайма для 'Нафтогаза України'. Даже банк 'Юнисон', созданный осенью 2013 г., за пару месяцев до начала протестов в Киеве успел заполучить организацию кредита для железной дороги на 70 млн грн.

Приятными бонусами для 'своих' банков стали зарплатные проекты в госсекторе. И тут снова впереди планеты всей ВБР Александра Януковича. Во второй половине 2013 г. остатки средств физлиц на его корсчетах утроились. В банк самого богатого стоматолога страны чиновники массового переводили на обслуживание бюджетников - сотрудников Миндоходов и сборов, подразделений МВД и других клиентов.

Теперь этим льготным заработкам приходит конец. В Кабмине заявляют, что планируют пересматривать организованные накануне смены власти кредиты для госкомпаний банком Януковича. И не его одного ждут неприятности.

Учреждения находящегося в международном розыске Сергея Курченко (Брокбизнесбанк и Реал-банк) после крушения режима Януковича объявили о неплатежеспособности, и в них были введены временные администрации. Чтобы не пойти по этому пути, оставшимся на плаву 'семейным' банкам приходится учиться выживать самостоятельно, конкурируя с другими участниками рынка. Или покинуть его навсегда.

ДеПо

Новые обещания