Почему Минагрополитики спешно пытается избавиться от вверенных ему госкомпаний

2 Окт 2015 13:33

Ведомство настаивает на скорейшей передаче Фонду госимущества порядка 460 объектов, в том числе, "Укрспирта", ГПЗКУ, "Артемсоли" и прочих весьма лакомых для инвесторов "лотов".

На днях аграрный министр Алексей Павленко выдал сенсацию. Оказывается, его ведомство уже давно готово передать Фонду госимущества и даже настаивает на скорейшей правители порядка 460 государственных предприятий, находящихся в управлении Минагрополитики. 

В их числе, помимо мало кому интересных перерабатывающих региональных заводов, такие компании как ГПЗКУ, обслуживающая китайский контракт и входящая в десятку крупнейших экспортеров зерна, "Укрспирт", приватизации которой уже несколько лет кряду добиваются водочники, "Артемсоль" и пр. Более того, чтобы ускорить процесс их приватизации, Павленко готов выделить ФГИУ 15% штатных чиновников и бюджет на их содержание. "Наша принципиальная позиция - министерство не должно быть квази- холдингом, управляющим сотнями госкомпаний. Государство доказало свою неспособность быть эффективным собственником и менеджером, особенно в аграрном секторе. В итоге, государственные компании, которые должны пополнять бюджет и стимулировать экономику, превратились в теневой частный бизнес, источник убытков и коррупции", - считает Павленко, пишет Деловая столица. 

В сферу управления Минагрополитики на сегодняшний день входит порядка 500 предприятий. 40 из них (в основном учебные заведения) сейчас находятся в процессе передачи МОН. Остальные ведомство готово безотлагательно передать ФГИУ, ставив в своем распоряжении лишь единичные научно-исследовательские учреждения.

Напомним: не так давно из списка аграрных предприятий, не подлежащих приватизации, уже было выведено несколько сотен предприятий. Большинство - мелкие региональные хлебозаводы, коконосушилки и пр. Но в их числе есть и весьма ценные лоты, в частности, спиртзаводы, которые, по данным министерства, "находятся в сложной экономической ситуации и не приносят прибыли", хотя отчетность "Укрспирта" эту прямо противоречит.

Впрочем, пока процесс их приватизации пока так и не запущен. Советник министра агрополитика Алексей Зубрицкий считает, что главная причина - саботаж и бюрократия на местах. "Около полусотни предприятий до сих пор жду решений ВР или Кабмина. К примеру, практически уничтоженные предприятия шелковичной отрасли", - говорит он. По словам чиновника, власти фактически заблокировали и распаевку земель. "Более того, Минфин инициирует законопроект, цель которого - отменить КСП в пользу акционирования, чтобы пополнить бюджет. Понятно, что последует волна возмущения селян", - прогнозирует он.

Понятно, что в заявлениях Павленко больше самопиара, чем реальных намерений. Начнем с того, что просто по росчерку министерского пера ведущие государственн агрохолдинги приватизировать невозможно. Исключить их из списка объектов, не подлежащих приватизации, должна Верховная Рада. А с этим могут быть проблемы. К примеру, в прошлом году попытка некоторых депутатов включить в такой список "Укрспирт" вызвала настоящую бурю в сессионном зале. Да и сам Павленко тогда, помнится, выступа против приватизации "Укрспирта", утверждая, что государству сначала нужно вывести его на безубыточных уровень, а уж потом прода подороже, а не отдавать потенциальным покупателям за копейки.

Готов ли Фонд госимущества принять щедрый дар сельскохозяйственного ведомства, пока непонятно. Но тот факт, что глава ФГИУ также размышляет над вопросами приватизации аграрных компаний не подлежит сомнению. Не так давно на сайте ведомства появился законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины" (относительно отмены особенностей приватизации имущества в АПК). В нем предлагается проводить приватизацию хозяйств на общих основаниях, тогда как сейчас ее регулирует отдельный закон "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе". Он, в частности, предусматривает бесплатную передачу 51% акций приватизируемых предприятий товаропроизводителям. В пояснительной записке авторы документа аргументируют свое предложение тем фактом, что в прежние годы передача части акций трудовым коллективам приводила к тому, что их за бесценок скупали третьи лица, которые затем банкротили закрывали предприятия. Бюджет же при этом недополучал колоссальные средства. Кроме того, многие действующие госкомпании на сегодняшний день не имеют постоянных товаропроизводителей, а создание на их базе КСП, как это предусмотрено в действующем законе, невозможно.

Утвержденный в 2004 году классификатор организационно-правовых форм хозяйствования уже не содержит такой формы как коллективное сельскохозяйственное предприятие и запрещает регистрацию подобных объектов. 
Руководитель департамента АФ "Грамацкий и партнеры" адвокат Игорь Реутов говорит, что с одной стороны предусмотренные для работников аграрных предприятий льготы действительно не способствуют наполнению бюджета от приватизации. "Действительно, весьма распространённой была практика, когда полученные бесплатно акции работников предприятий АПК, скупались за бесценок третьими лицами", - признает он. Но ликвидация льгот может быть воспринята как социальная несправедливость в отношении работников, которые не смогут в полной мере учавствовать в приватизации, - добавляет юрист.

Кроме того, по его словам, может возникнуть вопрос о конституционности законопроекта. В соответствии со статьей 22 Конституции Украины, при принятии новых или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема действующих прав и свобод. А отмена льгот является таким сужением. К такому выводу Конституционный суд Украины пришел еще в 2004 году при рассмотрении дела № 1-27/2004 (дело о прекращении действия или ограничения льгот, компенсаций и гарантий), по которому принято решение № 20-рп/2004 от 1 декабря 2004 года, признавшее отмену льгот неконституционной.

Так что даже в случае принятия законопроекта Фонда госимущества его могут попытаться оспорить в судебном порядке, а сделки по приватизации объектов признать недействительными. Юрист ЮФ "Астерс" Вольга Шейко считает, что законодательство должно учитывать и профиль приватизируемых аграрных предприятий, ведь, помимо движимого и недвижимого имущества, у некоторых имеется еще и интеллектуальная собственность. Речь идет, к примеру, о селекционных, исследовательских хозяйствах, научных учреждениях. "Интересно, как отреагируют те же селекционеры, которые годами выводят новые виде виды растений, если те попадут на участок соседа, который сможет попросту уничтожить результаты многолетней работы коллективов ученых", - говорит Шейко.

Возможно, в этом и кроется секрет спешки, с которой Минагрополитики пытается избавиться от подопечных компаний. Ведь Павленко и его команда уверяют, что приложат все усилия, чтобы приватизация госпредприятий происходила с учетом интереса селян. Если же законопроект ФГИУ будет принят, аграрии вряд ли получат свою долю в бизнесе государственных хозяйств.

Новые обещания