Почему Елена Щербакова ушла с поста главы монетарного департамента НБУ

5 Дек 2014 00:00

Руководство Национального банка активно взялось за реформу регулятора. Впрочем, ее сейчас вряд ли можно назвать самым необходимым действием. Кризисное управление банковской системой требует оперативного реагирования, однако в Нацбанке от этого подхода всячески стремятся уйти.

В документе о реорганизации НБУ такой подход назван 'переходом от оперативного управления к управлению, основанному на политике'. Хотя на самом деле его можно было бы назвать переходом от управления финансовой системой к банковскому регулированию, пишет Форбс

Первый этап реформы НБУ начался еще при Степане Кубиве - тогда были расформированы и реорганизованы ряд департаментов Нацбанка. На тот момент реформирование выглядело скорее как способ решить кадровый вопрос и уволить ставленников Игоря Соркина. В частности, уволены: с должности заместителя главы НБУ - Алексей Ткаченко, с должности директора генерального департамента банковского надзора - Роман Яковлев, с должности директора генерального департамента регулирования денежного обращения - Виктор Нестеренко, с должности директора генерального департамента информационных технологий и платежных систем - Наталья Синявская.

Теперь грядет более глубокая трансформация, которая, впрочем, очень напоминает процесс реформирования внутри коммерческого банка. Так, функции главы Национального банка предлагается сократить до контролирующих, тогда как основные политические решения должны быть переданы заместителям главы Нацбанка.

Структура с сайта НБУ 

 

Сейчас структура НБУ устроена так, что председатель ответственен за ключевые решения по управлению финансовой системой. Главе Нацбанка напрямую подчинены департамент денежно-кредитной и монетарной политики, с помощью которых реализуется основная функция центробанка - управление денежно-кредитной системой. А именно, регулирование объемов денежных средств в экономике, управление мультипликатором денежных средств, инфляционными и курсовыми ожиданиями. Надзор за банками же вынесен в подчинение первого заместителя главы НБУ.

Почему Елена Щербакова ушла с поста главы департамента НБУ?
Елена Щербакова
Фото: Макс Левин/economics.lb.ua

Таким образом, система работала в двух плоскостях: наделенный пониманием логики макроэкономических процессов глава Нацбанка управлял денежной системой, а его первый зам - занимался управлением банковской системой. Это позволяло ставить во главу угла работы НБУ именно вопросы монетизации экономики, курсовой стабильности и/или инфляции. Тогда как банковский надзор должен был выполнять функцию контроля над трансмиссионным механизмом финансовой системы - банками.

Однако такой подход может быть реализован только в том случае, если руководитель НБУ обладает достаточной квалификацией для принятия соответствующих решений. Что, впрочем, никак не влияет на личностный фактор: например, опрошенные Forbes банкиры считают, что ключевая причина для критики Валерии Гонтаревой в банковской среде - ее желание  управлять всеми процессами одновременно и сообразно личным оценкам.

В предложенной ею структуре управления центробанком роль заместителей существенно возрастает. Из прямого подчинения председателя НБУ предлагается вывести департамент денежно-кредитной политики и департамент экономического прогнозирования. У председателя должны появиться три ключевых зама - по пруденциальному надзору, по монетарной стабильности и по рыночным операциям.

 

В такой реформе система, которая строилась еще первым директором департамента монетарной политики Нацбанка Натальей Гребеник, и была консолидирована ее последовательницей Еленой Щербаковой, рушится. Идея проста и реализуется с подачи МВФ: нужно разделять политическую (блок монетарной стабильности) и операционную (рыночные операции) составляющие. В реальности же - в Украине кризисная экономика, когда большинство шагов на валютном и денежно-кредитном рынках осуществляются в ручном режиме, требующем оперативного реагирования.

Наверняка в Нацбанке понимают, что на разрешение финансового кризиса в экономике понадобятся годы. А если так, то какой смысл сейчас разрывать написание регулятивных постановлений и рыночные операции? К тому же, судя  даже по смешным 'антинаркотическим' инициативам, понятно, что в сердце НБУ - монетарном блоке - полный раздрай.

'Что касается монетарной политики, то сейчас она, похоже, передается макроэкономистам и 'финстабилизаторам', как мы их называем  - привлеченным людьми Гонтаревой экспертам со стороны, - поясняет один из чиновников Нацбанка из 'старой гвардии'. - Всей реорганизацией монетарно-экономического блока, по слухам, управляет руководитель департамента анализа Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. Очевидно, что он отдал предпочтение известным ему макроэкономистам по сравнению с неизвестными ему и скучными монетарщиками. То есть людям без опыта в реальной монетарной политике. Такой себе странный эксперимент в самую горячую пору. Как будто гривна стабильна и рынок ждет реформ...'

Реформой НБУ занимается Владислав Рашкован, который недавно был назначен и.о. заместителя главы НБУ, а до прихода в Нацбанк курировал процесс объединения Уникредит Банка и Укрсоцбанка. Его консультантами выступают представители центрального банка Канады, которые уже достаточно давно оказывают подобные услуги руководству Национального банка. А изначально они были приглашены для реформирования экономического департамента НБУ и перехода к таргетированию инфляции.

Рашкована называют чуть ли не 'серым кардиналом' Нацбанка. 'Рашкован теперь рулит и хозяйственниками, и бухгалтерами,  и даже курирует антикоррупционные проверки. Правда, уже вошел в конфликт с рядом коллег - приставка и.о. в данном случае связана не с испытательным сроком, а с несогласием главы совета НБУ Станислава Буковинского утверждать господина Рашкована в должности из-за несоответствия квалификационным требованиям ЗУ 'О Нацбанке', - констатирует один из сотрудников центробанка. По еще одной версии, ключевое противостояние в структуре у Рашкована сейчас развивается с Аллой Шульгой, которая отвечает в НБУ за банковский надзор. 'Говорят, что приставкой и.о. Рашкован обязан Алле, а она ему - ростом узнаваемости в СМИ', - смеется один из нацбанковцев.

Именно с этим противостоянием, по версии источников Forbes, связано предложение Владислава Рашкована передать всю методологию в один специализированный департамент, куда отойдет и методология банковского надзора. На всю методологию надзора выделено 11 человек, на плечи которых ляжет Базель и прочие методы анализа работы банков.

 

Сам департамент банковского надзора теперь предлагается разделить на две составляющие: управление надзора за системными и большими банками и управление по надзору за средними и мелкими банками. При этом численный состав департамента будет сокращен на 27%, в его недрах появится самое 'вкусное' управление - кризисных менеджеров (проще говоря, кураторов), которые сегодня работают с полномочиями топ-менеджмента во всех банках, имеющих рефинансирование.

 

Еще одна интересная идея авторов проекта реформы - создать четыре макрорегиона вместо текущих более чем 20 теруправлений НБУ. По словам источников Forbes в Нацбанке, все департаменты, которые имеют функционал в регионах, сокращают именно региональную рабочую силу. Кто на местах будет заниматься регистрациями и проверками - вопрос открытый. При этом самому 'жирному' с точки зрения количества персонала блоку - хозяйственникам (уборка, водители, ремонтники) и строителям, которых в общем количестве более 700, цифры необходимых сокращений пока не озвучивались. 

Также речь идет о реформе по переподчинению Нацбанку части рынка небанковских финансовых учреждений. Пока что эти функции закреплены за Нацфинуслуг, но в НБУ уже создается структура соответствующего департамента. 

Новые обещания