По правилам Кремля. Как украинский бизнес интегрируется с Россией

25 Фев 2016 22:16

Украинский бизнес в России и Крыму демонстрирует примеры «живучести». Не сломила его ни война, ни блокада полуострова.

Украинский бизнес в России и Крыму демонстрирует примеры «живучести». Не сломила его ни война, ни блокада полуострова. Украинские предприниматели, имеющие бизнес на территориях, контролируемых Кремлем, успешно приспосабливаются к новым условиям игры.

И речь идет не только о смене «прописки» крымских предприятий. Фактически некоторые украинские компании стали частью российского рынка. Хотя еще несколько лет назад ориентировались преимущественно на Украину, пишет glavcom.ua

Ритейл сменил ассортимент

Если до аннексии Крыма многие предприятия стали российскими лишь юридически, то после блокады полуострова они стали таковыми фактически, потеряв связь с материковой Украиной. Примером тому служат продуктовые сети розничной торговли, не пожелавшие покидать крымский рынок с приходом «русского мира».

Одна из таких сетей – «Сильпо», принадлежащая Fozzy Group Владимира Костельмана. Собственно, ритейлер сразу же после аннексии Крыма дал четко понять – уходить с полуострова не собирается. Буквально спустя несколько месяцев после «липового» референдума коммерческий директор сети «Сильпо» в Крыму Светлана Диюк заявила, что компания зарегистрировала новое юридическое лицо по российскому законодательству.

«Мы не закрываемся, а, наоборот, стараемся привлекать как можно больше крымских производителей и представлять их ассортимент в полном объеме», – пояснила тогда Диюк.

Правда, крымских производителей оказалось не так много, как хотелось бы бизнесмену. И после того, как материковая Украина прекратила поставки товаров крымчанам, сети пришлось выбирать: либо закрываться, либо искать, чем заполнять полки торговых центров.

Собственник «Сильпо» решил не сдаваться и переключился на поставки товаров из России. Осенью прошлого года представители ритейлера сообщили, что компания перешла на продукцию российских производителей. «Украинской продукции процента два осталось, крымской - 15%. Все остальное – из РФ», - уверяла ранее крымских журналистов Ирина Королева, директор одного из супермаркетов «Сильпо» в Симферополе.

Аналогичная история происходит в Крыму и с другой сетью – АТБ, принадлежащая троим весьма скрытным днепропетровским бизнесменам: Геннадию Буткевичу, Евгению Ермакову и Виктору Карачуну. Правда, собственники одной из крупнейших продовольственных сетей в Украине решили пойти еще дальше, и провели ребрендинг своих крымских магазинов. Теперь они называются не АТБ, а «ПУД – продукты у дома».

Ребрендинг АТБ в Крыму (фото: Крым.Реалии)

Ребрендинг АТБ в Крыму (фото: Крым.Реалии)

Напомним, как сообщал «Главком», собственников АТБ также подозревают в спонсировании боевиков Донбасса. В связи с этим в Верховной раде даже зарегистрирован проект закона о национализации сети.

Пищепром подался в Россию

Если в торговые сети пошли товары из России, то крымские товары отправились в обратном направлении. Один из украинских производителей, переориентировавшихся на российский рынок, - «Крымская фруктовая компания», принадлежащая самому известному «птичнику» Украины Юрию Косюку и специализирующаяся в основном на выращивании яблок.

Бывший первый замглавы администрации Петра Порошенко и совладелец торговой марки «Наша Ряба», как и собственники торговых сетей, и не думал избавляться от активов в Крыму. В прошлом году бизнесмен начал активно налаживать связи с продуктовым ритейлом в России. В прошлом году представитель компании Светлана Кухта даже уверяла, что уже заключены первые договора с российскими магазинами.

Судя по всему, переориентировался на Россию и «Крымский содовый завод», принадлежащий Дмитрию Фирташу. До аннексии полуострова предприятие примерно половину производимой соды продавало на внутреннем рынке, то есть в Украине. Остальное отправлялось на экспорт. Как выглядит географическая структура продаж сегодня, неизвестно. В управляющей компании Фирташа – Group DF – темы, связанные с полуостровом комментировать отказываются. «Сейчас вопросы работы любых бизнесов в Крыму – избыточно политизированная тема. А политику мы не комментируем», - так ответили в группе на запрос «Главкома». Однако по данным источников издания на рынке, главные покупателями крымской соды сегодня – российские партнеры.

Еще один российский актив, который часто вспоминают в Украине, - «Липецкая кондитерская фабрика» Петра Порошенко. Сегодня предприятие, входящее в структуру «Рошена», работает с перебоями, а часть его имущества арестовано. Недавно гендиректор президентской корпорации Вячеслав Москалевский заверил, что фабрика в Липецке выставлена на продажу. Но пока покупателей «Рошену» найти не удалось. Впрочем, как показывает практика, если Петр Порошенко пообещал что-то продать, еще не значит, что он это сделает.

Строители «русского мира»

С Россией и Крымом тесно связан еще один бизнесмен – бывший россиянин, а ныне народный депутат Украины от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский. Нардеп – давний партнер Рината Ахметова. Вместе они владеют крупнейшим в Украине металлургическим холдингом «Метинвест».


Вадим Новинский на футбольном матче с участием ФК «Севастополь» (фото: ukrvedomosti.com.ua)

Вадим Новинский на футбольном матче с участием ФК «Севастополь» 

Активами Новинского управляет группа «Смарт Холдинг». До недавнего времени в нее входили и предприятия в Крыму – Балаклавское рудоуправление, Сакский и Евпаторийский заводы строительных материалов. В 2015 году «Смарт Холдинг» уверял: компания продала крымские активы. Но «Главкому» удалось выяснить, что никуда они из собственности семьи Новинского не ушли. Их новым владельцем стал брат депутата - Ашот Малхасян.

До аннексии Крыма основными потребителями главного крымского актива семьи Новинского – Балаклавского рудоуправления – были предприятия материковой Украины: металлургические и строительные компании. С приходом же на полуостров России, появились сообщения о том, что рудоуправление хотят привлечь к строительству керченского моста. В прошлом же году предприятие заверило, что не просто может, а даже хочет участвовать в кремлевском проекте.

«Мы участвуем в каждом тендере, касающемся строительства и благоустройства инфраструктуры Крыма и Севастополя. Соответственно мы подавали заявку на участие в тендере по строительству моста через Керченский пролив», - заявил пресс-секретарь Балаклавского рудоуправления Олег Левандовский.

Об участии Балаклавского рудоуправления в российских проектов говорил и политолог из Крыма Тарас Березовец.

Что касается партнера Новинского – Рината Ахметова – ситуация с его активами сейчас выглядит весьма печально. У донецкого бизнесмена, ставленники Москвы отобрали ключевые крымские компании. Например, Ахметов лишился контроля над телекоммуникационными «Вегой» и отделениями «Укртелекома», а также энергокомпанией «Крымэнерго».

В компании же уверяют, что крымские предприятия, которые остались под контролем группы, фактически остановили работу. В частности без заказов простаивают севастопольский стивидор «Авлита» и машиностроительный «Морской индустриальный комплекс». «Перспективы загрузки этих предприятий не ясны, поскольку с точки зрения логистики, они отрезаны от экспортных грузопотоков, для которых были созданы в начале 2000-х. Грузопотоки ушли с полуострова в континентальные украинские порты», - заверили «Главком» в пресс-службе СКМ.

На вопрос о том, собирается ли группа судиться за свои активы, представители СКМ сообщили, что готовы отстаивать свои права. И сейчас юристы разных направлений бизнеса компании проводят анализ ситуации.

Мировой бизнес в Крыму

Справедливости ради нужно сказать, что в Крыму продолжают работать и сети таких именитых брендов, как Metro Cash and Carry и Auchan, в которые товары также поставляются из России.

Правда, в украинском офисе «Метро» «Главком» заверили, что не ведут бизнес в Крыму, и не имеют никакого юридического отношения к двум крымским гипермаркетам. Что, конечно, не отменяет самого факта: торговые центры немецкой группы продолжили работу после аннексии полуострова. Чтобы «снять» магазины с баланса украинского офиса, METRO Group даже создала специальную компанию для управления крымскими активами – Retail Property 5.

В украинском «Ашане» на запрос «Главкома» не ответили. А информация о симферопольском гипермакете французского ритейлера на официальных сайтах компании подана весьма комично – крымский магазин отмечен, как на карте украинского «Ашана», так и российского.

Решили не обращать внимания на аннексию Крыма и некоторые автопроизводители. В частности, на полуострове есть официальные дилеры российских представительств Skoda, Audi и Volkswagen (все три бренда входят в Volkswagen Group).

Помимо «Фольксвагена» заключить дилерские соглашения с крымскими компаниями рискнуло и российское представительство французского концерна Peugeot-Citroen. У обоих брендов есть представители, как в Симферополе, так и Севастополе.

Из азиатских компаний – японских и корейских – в Крыму удалось отыскать российские представительства только двух брендов: Nissan и Hyundai.

Новые обещания