«Охота на ведьм» в Налоговой и Таможне. Бизнес против

3 Мар 2015 11:21

Возможно, у Яценюка действительно были основания заподозрить неладное, но, мягко говоря, удивило то, каким способом была проведена эта операция.

Аккурат перед дебатами по принятию нового бюджета и ожидаемым получением кредита МВФ премьер-министр Арсений Яценюк взял и устроил публичную порку фискалам. 

Как известно, неделю назад глава Кабмина объявил о проведении расследования в отношении высшего руководства Государственной фискальной службы и отстранил от обязанностей главу ГФС Игоря Билоуса, его первого зама Владимира Хоменко, курирующего налоговую милицию, и зама Анатолия Макаренко, курирующего таможню. Напомним, что ГФС была создана на базе пресловутого Министерства доходов и сборов – идею объединить в одно ведомство налоговую и таможенную службы реализовал Александр Клименко, который сейчас находится в Москве, пишет Главком

«Первых полгода фискальная служба работала так, как ожидали украинцы после Майдана, другие полгода – как всегда», – безапелляционно заявил премьер.

Билоус назвал свое отстранение «неожиданным», а один из фигурантов расследования – Анатолий Макаренко – заявил, что еще до нашумевшего заявления Яценюка инициировал внутреннее расследование по всем слухам, наветам и донесениям, которые сопровождали работу таможни все это время, но удивлен, в какой форме этим решил заняться премьер. Также главный таможенник намекнул, что лица, которые планируют вернуть на таможню старые схемы, «имея политический вес и финансовые возможности, используют собственные PR-службы» в борьбе с нынешним руководителем.

Возможно, у Яценюка действительно были основания заподозрить неладное, но, мягко говоря, удивило то, каким способом была проведена эта операция. Премьер фактически признал, что прочитал о злоупотреблениях в ГФС в СМИ и в неких письмах. Интересно, имел ли Арсений Петрович в виду письмо Генпрокурору о поборах на таможне руководителя депутатской группы «Экономическое развитие» Виталия Хомутынника. Хомутынник стал таким пламенным борцом с коррупцией после того, как зоркие парламентские фоторепортеры обнародовали его странную переписку с одесским губернатором Игорем Палицей, где подробно раскрывались схемы «решалова» на таможне. Нардеп не стал ничего опровергать, но отметил, что журналисты все не так поняли – они с Палицей наоборот озабочены вопросом, как эти самые схемы прикрыть. Учитывая богатое бизнес-прошлое экс-«регионала» и то, что как раз с его именем связывались всевозможные «налоговые дыры», в это верится с трудом, но предположим.

Сама формулировка выглядит странной – отстраняя руководство фискальной службы, Яценюк не скрывает, что никаких фактов злоупотреблений у него нет, но он почему-то твердо убежден, что за отведенные на расследование две недели они непременно появятся. Интуиция. «Я обращаюсь к бизнесу, – заявил премьер. – Помогите мне, и я помогу вам. Мне нужны конкретные факты злоупотреблений».

Конкретно Яценюк затребовал у бизнеса информацию об отмывании денег, требованиях взяток за акты, операциях с нелегальным импортом. Но вместо того, чтобы предъявить хоть какие-то факты злоупотреблений (хотя бы для примера, раз уж о них упомянуто) в налоговой и на таможне компетентным органам, премьер объявил сафари на такие факты, по умолчанию установив, что их просто не может не быть.

Хотя если бы Арсений Петрович руководствовался не эмоциями и не виртуальными, а имеющимися на руках фактами, то вряд ли спешил бы с такими поспешными решениями. Так отчет ГФС за февраль свидетельствует о том, что план бюджетных поступлений перевыполнен даже с учетом понятных сложностей в связи с ситуацией на востоке страны. Фискалы обеспечили в феврале рост обязательных платежей в госбюджет почти на четверть: из собранных 34,8 миллиардов гривен налоговые платежи составили 19,6 миллиардов, таможенные – 15,2 миллиардов. В денежной массе перевыполнение плана в феврале составило почти 7 миллиардов. Всего же с начала года фискалы пополнили бюджет на 58,15 миллиардов гривен, что на 3,6 миллиарда больше индикативных показателей Минфина и на 26,2 % больше, чем за тот же период 2014-го года.

Об этих успехах в детенизации отчитывается исполняющий обязанности главы ГФС на время проведения расследования Максим Мокляк, но очевидно, что данных результатов удалось достичь еще при Билоусе. Не удастся сослаться и на версию, что дополнительные доходы в бюджет удалось собрать благодаря зажиманию удавок на шее бизнеса. Так в распоряжение «Главкома» попали обращения к Яценюку таких крупных компаний как «Филипп Моррис Украина» и «АрселорМиттал Кривой Рог», в которых отмечается диалог и конструктивное сотрудничество, которое сложилось у этих компаний с руководством ГФС. Отмечали невиданные доселе комфортные условия на таможне и во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров. То есть в Кабмин стекается информация, прямо противоположная той, которую, надо понимать, ожидает Яценюк.







Конечно, устраивать внезапные проверки – это право Кабмина, ведь запущенные болячки в налоговой, и на таможне копились не один год. Но нынешняя неразбериха и «охота на ведьм» в руководстве ГФС и фактическое обезглавливание этого органа ставит под угрозу не только регулярное наполнение тощего украинского бюджета, но и получение жизненно необходимых кредитов от МВФ. Фонд, получив такой неоднозначный месседж, может сделать паузу в кредитовании Украины до завершения расследования в фискальной службе. То есть разборки в ведомстве, которое, по сути, является кошельком государства, происходят в такой критический для страны момент.

При всей кажущейся нерациональности затеянной именно сейчас проверки фискальная служба стала жертвой обострившегося перетягивания каната между Кабмином и Администрацией Президента. По данным источников в ГФС, Билоус стал все больше сближаться с Банковой, что и вызвало недовольство Яценюка, решившего показать фискалам, в чьей «песочнице» они должны находиться, а заодно подать очередной недвусмысленный сигнал Порошенко. Показательно, что двух замов Билоуса, также отстраненных в ходе расследования, назначал все тот же Кабмин.

Очевидно, что руководство страны меньше всего волнует эффективность работы ГФС, а возня идет вокруг конкретных фамилий. Яценюк уже анонсировал возможные «кадровые решения», если руководители службы во время расследования не докажут ему свою эффективность, и заранее дал понять, что хочет видеть в ГФС более лояльных себе людей. История с фискалами хорошо вписывается и в «пинг-понг», который устроили Кабмин и АП в поисках виновных в катастрофической экономической ситуации. Если Яценюк чуть ли не прямым текстом обвиняет ставленницу Порошенко во главе Нацбанка Валерию Гонтареву в служебном несоответствии, то Порошенко после получения первого транша от МВФ планирует поставить вопрос об ответственности экономического блока Кабмина. И «закошмаривание» с возможной сменой руководства ГФС может стать ходом со стороны премьера в этой многоходовке.

Новые обещания