Об этом говорят: Путин занял позицию выжидания до парламентских выборов

27 Авг 2014 00:00

Красивых слов было много. 'Сегодня в Минске, безусловно, решается судьба мира и судьба Европы', - заявил, в частности, украинский президент. Но ни он, ни его российский коллега не сказали ничего, что можно было бы трактовать как сближение позиций.

Позиция Порошенко - его мирный план, озвученный еще в июне и тогда же названный планом капитуляции самопровозглашенных республик (разоружение в обмен на амнистию), сообщают Вести.

'Я убежден, что этот план и на сегодняшний день является актуальным и единственно возможным инструментом прекращения кровопролития и обеспечения постконфликтной реконструкции Донбасса. В связи с этим я призываю всех участников сегодняшней встречи рассмотреть и по возможности принять этот план в качестве основы для урегулирования ситуации в Донбассе', - сказал украинский президент.

'Готовы обменяться мнениями по сложившейся в Украине острой кризисной ситуации, которую, уверены, нельзя разрешить путем дальнейшей эскалации силового сценария без учета насущных интересов юго-восточных регионов страны, без мирного диалога с их представителями', - заявил, в свою очередь, президент России. Точек соприкосновения между этими двумя позициями по-прежнему нет.

Их можно было бы найти в других словах Порошенко: 'Понимаю, что все вовлеченные в ситуацию игроки хотели бы выйти из нее достойно. И готов обсуждать различные варианты, которые обеспечат такую стратегию выхода, выхода в мирное будущее для Украины, выхода в мирное будущее для Европы'.

То есть Порошенко давал понять, что понимает, что Путину надо выйти из ситуации, сохранив лицо. Но как это сделать, сказано не было. Да и вряд ли будет сказано - для Путина 'сохранить лицо' сейчас - это добиться от Украины аналога 'Хасавюрта' (договор генерала Лебедя с чеченскими сепаратистами в 1996 году, который даровал Чечне фактическую независимость). То есть вывод украинских войск из региона и превращение его в квазинезависимое государство по типу Приднестровья (возможно, с последующим присоединением к России). Но понятно, что по своей воле Порошенко на это никогда не пойдет. А значит, конфронтация будет продолжаться, а натиск России - усиливаться. Причем не только военный (поставки вооружения и солдат непризнанным республикам), но и экономический.

Угроза новых санкций

Порошенко подтвердил неизменное желание украинской власти ратифицировать соглашение и ввести его в действие, Путин еще раз заявил о вреде экономической евроинтеграции Украины как для нее самой, так и для России и пригрозил новыми санкциями: 'Россия в этой ситуации бездействовать не может. Мы просто вынуждены будем, я хочу это подчеркнуть, вынуждены будем принять ответные меры, защитить свой рынок... В полном соответствии с положениями соглашения СНГ о зоне свободной торговли и нормами ВТО будем вынуждены отменить преференции к импорту с Украины'.

Сдвиг - после выборов

Политологи считают, что от встречи в Минске изначально не стоило ожидать серьезных результатов. 'То, что состоялась личная встреча Порошенко и Путина, - уже небольшой, но сдвиг, - считает политолог Владимир Фесенко. - Но на встрече в Минске очень тяжело было прийти к компромиссу - цели Порошенко и Путина кардинально различаются. Президент РФ навязывает нам 'мир через войну' - ему необходимо заморозить конфликт в Донбассе и сохранить там свое влияние. Поэтому в последние дни мы наблюдаем эскалацию конфликта на востоке. Порошенко не зря предложил 'сохранить лицо' - сейчас обе стороны в тяжелой ситуации'.

'Не стоит ожидать никаких результатов от этой встречи, - считает Вадим Карасев. - По сути, то, что переговоры состоялись - это уже результат'. Карасев уверен: сдвиг может произойти после парламентских выборов. 'Путин сейчас выжидает, ему важно, каким будет состав парламента. Если президентское лобби будет представлено большинством, тогда это один вариант переговоров. Но если парламент будет разношерстным, то позиции Порошенко будут намного слабее'.

В то же время вчера сразу несколько близких к власти экспертов впервые заговорили о том, что войну нужно остановить любой ценой. Поэтому нельзя исключать и каких-то реальных инициатив в этом направлении. Тем более что уже очевидно: до выборов военную победу (после активного вмешательства в войну России) одержать вряд ли получится. Поэтому даже с точки зрения логики предвыборной кампании, возможно, было бы целесообразно вернуться к идее быстрого решения проблемы путем заключения перемирия. Другое дело, что мир этот должен быть почетным, а не как Хасавюрт. Вероятно, в этом направлении и будут искать компромиссы с Россией.

Порошенко и Путин говорили до ночи

Первая встреча Порошенко и Путина состоялась днем: перед официальной церемонией фотографирования они подошли друг к другу, и у Порошенко, до этого улыбавшегося Кэтрин Эштон, лицо резко стало серьезным. Правда, руки друг другу они пожали; украинский президент при этом сохранял суровое выражение лица, российский - улыбался. Рукопожатие стало главной темой обсуждения в соцсетях - большей частью негативного как в Украине, так и в России: украинцы возмущались тому, как можно жать руку 'Путлеру', россияне - как можно жать руку 'карателю' и 'бандеровцу'.

А вечером таки состоялась встреча президентов тет-а-тет. После нее Порошенко заявил, что его мирный план, наконец, поддержали все евразийские страны, а с Россией договорились о немедленных консультациях пограничников для контроля границы и начальников генштабов для обеспечения предусловий мирного процесса. По газу встречу глав Минтопэнерго двух стран при участии ЕС согласовали на 6 сентября. Договорились и о консультациях о последствиях вступления Украины в зону свободной торговли ЕС. Тем временем Александр Лукашенко заявил, что стороны во время минской встречи пришли к выводу о необходимости деэскалации конфликта и освобождении заложников.

Новые обещания