Об этом говорят: Почему Савика Шустера выгнали с "плюсов"?

19 Сен 2015 13:37

Продержался "Шустер LIVE" на "плюсах" без малого две недели.

"Нунадоже! Савик Шустер переехал на "плюсы". Подобными заголовками 2 сентября запестрели украинские СМИ, когда неожиданно стало известно, что политическое ток-шоу будет транслироваться на канале Игоря Коломойского. С тех пор прошло 16 дней и вышли два эфира.

 А уже вечером 18 сентября Шустер обратился к телеканалу "112 Украина" с просьбой экстренно выйти в эфир. "Мы узнали о том, что нас сняли с эфира, за две минуты до его начала", - посетовал ведущий. И обвинил в этом руководство телеканала и Администрацию президента Украины.

"Я с большой горестью вам скажу, что подобное произошло последний раз 29 ноября 2013 года после саммита в Вильнюсе, когда Янукович не подписал договор об ассоциации. Мы тогда из Вильнюса летели вместе с Петром Порошенко на его самолете. Он тогда еще не был президентом и даже не был кандидатом... Мы говорили о том, как будет сложно делать программу... Порошенко вел тогда переговоры с каналом "Интер", чтобы нас вернули в эфир. Сегодня нас не вернут в эфир телеканала "1+1", там показывают фильм "Зимний вальс". И, к сожалению, мне это напоминает "Лебединое озеро", – заявил ведущий.

Ситуация с ток-шоу Шустера вызвала большой резонанс в обществе, которое принялось активно комментировать, почему же рассорились стороны конфликта. Вообще, история "Шустер LIVE" последнего года – это сплошная борьба. Прошлой зимой Шустер побил горшки с украинской властью. Яблоко раздора — высказывания в прямом эфире российского журналиста Максима Шевченко, приглашенного самим Шустером. Сразу после этого журналист лишился площадки в виде "24 канала", "Первого канала". Некоторое время шоу выходило на телеканале "112 Украина". 

Та ситуация натолкнула на мысль, что со свободой слова что-то не то, если власть выступает даже против шоу Шустера. Савик, будучи весьма лояльным к власти журналистом, с тех пор стал заметно жестче. На его эфирах стали завсегдатаями оппозиционеры правительству и президенту.

Перед началом нового сезона Шустер, как уже говорилось, внезапно сменил эфир. СМИ сообщали о некой закрытой встрече Коломойского и Шустера в Швейцарии, где проживает олигарх. Когда стороны ударили по рукам, появилось то сенсационное заявление. О финансовой стороне сделки не говорилось, однако комментаторы предполагали, что она весьма немалая. Приближаются выборы, и Коломойскому в его борьбе с Порошенко и продвижении своих политических проектов просто необходима была такая передача, где не просто обливают грязью противника, но ведут некую дискуссию с экспертами и топ-политиками. Шустеру же был нужен канал с именем и высоким рейтингом. На этом стороны и сошлись.

Продержался "Шустер LIVE" на "плюсах" без малого две недели. Выяснить, почему Шустера выгнали из канала Коломойского, не так просто. Однако некие догадки есть. Пока только одна сторона дала свою версию – сам Шустер. По его мнению, руководство канала вошло в сговор с АП и сняло программу, чтобы закрыть журналистам рот. Эта версия, в принципе, быть может. Мы помним, как Нацсовет негодовал, когда Шустер решил дать слово российскому журналисту, чтобы тот озвучил точку зрения пропутинской стороны. Тогда началось ошеломляющее давление на каналы, транслировавшие шоу. "24" снял программу с эфира, "112" оставил, после чего у канала начались проблемы и возникла угроза его закрытия.

Однако есть у версии Шустера и серьезный минус. Ведь Коломойский и Порошенко ведут "холодную войну". Тогда с какой радости им договариваться, чтобы один снял программу, на которой критикуют другого? Ведь это же нерационально, особенно накануне местных выборов, где вся программа оппозиционных партий построена на критике власти. Хотя, к примеру, нардеп Сергей Лещенко не удивляется такому раскладу, ведь, по его мнению, за ним стоит еще больший пасьянс. "Запрет Шустера на "1+1" - это еще одна иллюстрация того, что для Коломойского журналистика - это девка по вызову. Лично для меня запрет Шустера - это плохой сигнал. Во-первых, значит, кто-то на самом верху власти, в Администрации президента или Кабмине, именно так представляет себе коммуникацию с медиа. Сперва газета "Вести", теперь Шустер. А во-вторых, значит, Коломойский вступил в активную стадию переговоров с властью. Следим теперь за судьбой "Укрнафты"", - написал он в Facebook.

А вот коллега Лещенко, народный депутат Мустафа Найем сомневается в причастности АП к проблеме. И указывает, что Шустер, обвиняя АП в начале программы, не назвал ни одного имени. "Кто физически дал указание закрыть передачу Савику Шустера на "1+1", очевидно. Это, в первую очередь, владелец канала и его руководство. Игорь Коломойский и Александр Ткаченко лично несут ответственность за то, что впервые после Майдана в международных отчетах будет указано об ухудшении состояния свободы слова в Украине", - заявил Найем, известный своей критикой в адрес днепропетровской команды.

Гендиректора "1+1" Александра Ткаченко раскритиковал и Шустер. Особенно его вывело из себя заявление "плюсов" по ходу передачи с требованием прекратить эфир на "112 Украина". "Трансляция программы "Шустер LIVE" на телеканале "112" является грубым нарушением условий лицензионного договора со стороны ООО "Савик Шустер Студия", а также со стороны телеканала "112" в связи с осуществлением нелицензионного показа. Требуем немедленного прекращения трансляции программы "Шустер LIVE" на телеканале "112", - говорилось в тексте письма.


Скриншот


И тут впервые пришлось видеть Шустера, еле находящего какие-либо литературные слова. Впрочем, у него это не совсем получилось: "У нас не было в лицензионном договоре того, что нас можно снимать с эфира и, как хлам какой-нибудь, мусор, выбрасывать налево и направо. Вот, Саша Ткаченко, хоть ты и коллега-журналист. Я не ваш раб. Я не какое-то дерьмо в ваших руках. И чаще смотрите в зеркало, может быть, там вы увидите больше правды". Разгневанный Шустер продолжил программу, но осадочек-то остался.

После этого заявления Ткаченко все более вероятной есть версия, что инициатива снятия шоу с эфира "1+1" принадлежит именно собственнику канала. Но почему, если Шустер, в принципе, – выгодная для него персона? На прошлом эфире в студию пригласили ярого противника Коломойского – губернатора Одесской области Михеила Саакашвили. И Михо выдал свой эмоциональный спич об олигархах. "Они являются акционерами Украины. И из-за этого все проблемы", - к этому сводилась мысль его выступления. Команда Коломойского ведет ожесточенную борьбу с Саакашвили, а взаимные любезности сторон – обычное явление. И вот Саакашвили в прямом эфире "1+1" обвиняет Коломойского в паразитировании в Украине. А ведь канал уже раз допустил такой промах, пригласив Михо на ТСН, где журналистка должна была "размазать" того об асфальт, но на деле получилось наоборот, и Саакашвили стал героем публики, а канал выставил себя в дурном свете.

Мы же помним "сливы" записей телефонных разговоров Коломойского, которые долгое время веселили украинцев. Одна и них – это разговор Коломойского и Ткаченко. Там можно понять об отношениях собственника канала и его руководства. Бизнесмен и сам признавал, что в пылу гнева может придумать все что угодно, и не всегда Ткаченко удается отговорить босса от опрометчивого поступка. Практически нет сомнения, что Шустера выгнали с канала по инициативе именно Коломойского. Опрометчивой инициативе. Чтобы приструнить "дерзкого" Шустера. Однако у того есть свои варианты, чтобы "не быть рабом".

В конце передачи Савик вспомнил о смерти своего друга Афанасьева и напомнил его слова об "агрессивно-послушном большинстве". И прямо сказал, что в Украине пока вот такое вот слишком агрессивное, но очень послушное большинство. Как написала потом одна журналистка, привычка считать всех вокруг ничем и никем, которыми можно распоряжаться, как вещами - вечные грабли наших олигархов и власть имущих, которые наступают на них даже в отношениях с такими "тяжеловесами", как Шустер. Но "игрушки" порой оказываются живыми и способными дать отпор.

Новые обещания
FACEBOOK GROUP