Об этом говорят: Останется ли "Укрхимтрансаммиак" хлебным местом "семьи"?

25 Июл 2015 10:44

Ставленник Януковича Виктор Бондик, директор государственного предприятия "Укрхимтрансаммиак" (сокращенно – ГП УХТА) спокойно продолжает работать на том же хлебном месте.

Ставленник Януковича Виктор Бондик, директор государственного предприятия "Укрхимтрансаммиак" (сокращенно – ГП УХТА) спокойно продолжает работать на том же хлебном месте. 

ГП УХТА, обслуживающее украинскую часть магистрального аммиакопровода "Тольятти-Горловка-Одесса", является главным экспедитором российского аммиака через территорию Украины. По нашей территории проходит 1018 км трубопровода, это чуть ли не половина его общей протяженности. При надлежащем управлении труба может приносить Украине миллиард гривен в год. Аммиакопровод - сложнейшее инженерное сооружение, к тому же несущее потенциальную опасность для тех населенных пунктов, через которые он проходит. Этим трубопроводом оперировать очень непросто, он требует квалифицированного, внимательного и бережного к себе отношения. Но, видимо, подобные мелочи не смущали Януковича, когда он в 2007 году, будучи премьер-министром Украины, назначил на должность директора ГП УХТА Виктора Бондика, младшего брата своего соратника - народного депутата от Партии регионов Валерия Бондика, пишет Цензор

Валерий Анатольевич широко известен в юридических кругах: под покровительством Януковича он успел побывать и первым заместителем министра юстиции, и членом ВСЮ.

Виктор Бондик не часто попадал в поле зрения СМИ. Тем не менее, еще в 2007 году в "Зеркале недели", на сайте "Обком" и в крымской прессе появились публикации о том, как этот "регионал" отжимал у местных советов земельные участки в Крыму.

Ему тогда удалось бесплатно получить в частную собственность шесть огромных земельных участков на территории Ливадии возле царского дворца. По той же схеме им были получены еще несколько участков, в общей сложности 12 га, в поселках Горный и Виноградное.

Также на южном берегу Крыма Виктору Бондику принадлежат земельные участки и недвижимость в поселке Никита.

Пребывание в непосредственной близости от Ливадийского дворца, видимо, пробудило у Бондика ностальгию по Российской империи. Он оказался настолько страстным почитателем дома Романовых, что даже финансово поучаствовал в строительстве часовни в честь царской семьи. За что получил из рук настоятеля новой часовни (разумеется, принадлежащей Московскому патриархату) церковную награду - орден великомученика Георгия Победоносца. К слову, это не единственная награда Виктора Бондика. Старая власть дважды представляла его к орденам "За заслуги". О каких именно заслугах Бондика перед Януковичем идет речь, становится понятно, если проанализировать деятельность Виктора Анатольевича на посту директора ГП УХТА. Но об этом позже.

Кстати, в отличие от Игоря Коломойского, Геннадия Корбана и других украинских олигархов, потерявших свое имущество в оккупированном Крыму, Виктор Бондик, по всей вероятности, свое крымское добро сохранил. В прошлом году все майские праздники и четыре рабочих дня он провел в оккупированном Крыму.

Что примечательно, 10 мая прямиком из Симферополя Виктор Бондик прибыл на свою малую родину - в захваченный террористами-ополченцами Донецк. Зачем? Чтобы поучаствовать в так называемом референдуме, намеченном на следующий день?

В Буче, живописном пригороде Киева, директор госпредприятия имеет роскошное имение на 2 га, огороженное от любопытных глаз 12- метровым забором - с собственным сосновым леском, бассейном, теннисным кортом, футбольным полем и прочими прелестями загородной жизни. Часть выделенной Бондику земли отрезали от участка, принадлежавшего местной школе. Теперь его огромный забор упирается в скукоженный школьный стадион. По забору для надежности пустили электричество, несколько детей получили ощутимые удары током, из-за чего на уровне местной территориальной общины разгорелся скандал.

Ситуацией заинтересовались СМИ. В частности, возмущенный репортаж сделал канал СТБ. Бондик от телекамеры сбежал, но журналисты успели заметить на руке директора государственного предприятия часы, удивительно похожие на лимитированную версию "Бреге" стоимостью под миллион гривен.

Это так, лирическое отступление, штрихи к портрету топ-менеджера государственного предприятия. А теперь о главном.

Сев на аммиачную трубу, Виктор Анатольевич сразу же развел бурную деятельность, которая заключалась в многомиллионных госзакупках, сулящих большие "откаты".

Госпредприятию, зарабатывавшему на транзите российского аммиака около миллиарда грн в год, для эффективной работы было достаточно пятой части этой гигантской суммы. Но с приходом Бондика расходы начали год от года расти, удваиваясь, утраиваясь. Закупки проводились с размахом, исчислялись в миллионах.

Директор больше пекся о расходах, чем о доходах своего предприятия. Если до Бондика прокачка тонны аммиака на 100 м стоила 2 доллара, то с его приходом тариф уменьшился в четыре раза. Разумеется, Виктор Анатольевич пошел на такие уступки российскому "Тольяттиазоту" не за красивые глаза его владельца Сергея Махлая.

Кстати, по поводу тарифов. После Майдана один из руководителей "Атикоррупционного комитета Майдана" Руслан Калашников, выявивший факт злоупотребления, порекомендовал новому правительству поднять тариф на перекачку аммиака до 3 долларов. Правительство тогда было слегка растерянным и еще не до конца способным на самостоятельные решения, а разворованный Януковичем бюджет требовал пополнения. Поэтому Кабмин с радостью последовал этому совету. Результат не заставил себя ждать: на инициатора повышения тарифа было совершено покушение. Он выжил. В покушении подозревали Махлая и Бондика, однако уголовное дело, имеющее все основания стать громким, тихо спустили на тормозах.

За 3 года - с 2010 по 2013 - предприятием было потрачено 1,7 млрд грн, тогда как на оперативные нужды требовалось полмиллиарда.

Если заработанных денег на расходы не хватало, Бондик брал кредиты. В конце 2010 года ГП УХТА получило кредитование в Amsterdam Trade Bank NV (нидерландская дочка российского "Альфа - Банка") на общую сумму 42 млн. долларов США.

Кроме того, постоянным кредитором "Укрхимтрансаммиака" выступал и российский ВТБ Банк.

Кредиты были выданы под огромный процент, только в 2011 году ГП УХТА уплатило Amsterdam Trade Bank NV за пользование кредитом более 108 млн грн. Но это не смущало Бондика, основной задачей которого было тратить, тратить и тратить. Разумеется, с огромной выгодой для себя.

Охрана стратегического объекта, коим является трубопровод, обходилась предприятию более чем в 11 млн грн в год (в 2012 году на охрану было потрачено почти 14 млн грн). Тендеры пять лет подряд выигрывало одно и то же донецкое предприятие -- ООО "Охрана и безопасность". Учредителями данной компании были фирмы "Промкерам" и "Григорьевский рудник" Виктора Бондика. Когда это странное совпадение стало заметно окружающим, ООО "Охрана и безопасность" поменяла владельца. Новым хозяином охранной фирмы стал некто Зураб Асатуров, о котором было известно только то, что он является директором ООО "Строительная компания "Альтаир профи"". Один из учредителей этого "Альтаира" -- ООО "Углепоставка", владельцем которого является (как вы, наверное, уже догадались) Виктор Бондик.

Сейчас подряды на охрану линейной части трубопровода достаются милиции, это обходится предприятию на порядок дешевле.

В СМИ также просочились сведения и о закупке насосов для жидкостей и подъемников жидкостей, которые ГП УХТА в 2010 году закупало по 15,2 млн грн, а в 2013 году - уже по 55,4 млн грн (то же оборудование в той же комплектации).

Попали в поле зрения журналистов и невероятно дорогие услуги по авиационному патрулированию, т.е. наблюдению за техническим состоянием трубы с воздуха, которые госпредприятие регулярно заказывало.

В 2008-2010 годах стоимость данных услуг, предоставленных компанией "Твин Стар Авиа Сервис", варьировалась от 6 до 10 млн грн. В 2011-2012 годах те же услуги внезапно подорожали до 26-28 млн грн.

В 2013 году ГП УХТА заключило сделку с ООО "Авиакомпания "Марс РК". Стоимость соглашения - уже 30,5 млн грн. Разумеется, тендер проводился. Фирма-конкурент, предложившая свои услуги за 15,5 млн грн, была отвергнута по той причине, что предоставленная в тендерной документации копия паспорта, не была заверена подписью руководителя.

Как позже выяснили правоохранительные органы, из перечисленных "Авиакомпании "Марс РК"" 33,3 млн грн (а не 30,5 млн грн, как было оговорено), две суммы - 10,6 млн грн и 6,5 млн грн сразу же были отправлены на счета двух фиктивных донецких фирм - ООО "Аргадон" и ООО "СЛ-12".

Как говорится, аппетит приходит во время еды. В следующем, 2014 году контракт на авиапатрулирование трубопровода был заключен уже с другой фирмой - ООО "Яна Чартер АГ".Сумма сделки - 37 млн грн. Как впоследствии стало известно Генпрокуратуре, данные услуги государственному предприятию вообще не оказывались! 37 млн грн были просто обналичены и растворились в карманах участников сделки.

Эти действия были предварительно квалифицированы по ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст.366 УК Украины (служебный подлог и присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением). Пресс-служба ГПУ сообщила об этом факте в конце февраля текущего года.

Подобные фиктивные сделки стоимостью в миллионы гривень осуществлялись Виктором Бондиком регулярно. Например, у ООО "ВФК "Промтехинвест" была заказана услуга на создание автоматической системы газового пожаротушения насосных станций аммиакопровода. Компания подрядчик, получив 50 млн грн, тут же отправила их на счета ряда фирм-однодневок. Разумеется, никаких работ по созданию системы пожаротушения не проводилось.

Или еще один интересный эпизод. ГП УХТА регулярно заказывало у Украинского государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза (сокращенно - Укр ГИАП) проектную документацию. В 2011-2013 годах ГП УХТА перечислило за эти услуги в общей сложности 83,3 млн грн. Директор УкрГИАП Александр Барабаш переводил полученные деньги на счета "субподрядчика" - ЧП "Нитрохим Инжиниринг", учредителем которого является кипрская компания. Этой же компании перечислялись средства ГП УХТА и напрямую (в целом 7,42 млн грн). "Нитрохим Инжиниринг" сразу же переводило деньги на счета фиктивных предприятий, они обналичивались и присваивались всей шайкой. А в качестве выполненных "Нитрохим Инжиниринг" работ использовалась проектная документация, разработанная сотрудниками УкрГИАП в рамках их обычной трудовой деятельности.

У того же института были заказаны услуги по "техническому испытанию и анализированию" на сумму 85,5 млн грн, из которых 17,7 млн ушло на счета все той же фирмы "Нитрохим Инжиниринг", а 14 млн грн на счета киевской фирмы "Атипи Система".

Кстати, ГП УХТА - не единственная государственная компания, работающая по такой схеме с УкрГИАП. Подобные услуги институт оказывал и "Укртрансгазу", перечислившему на "разработку проектной документации" более 30 млн грн. Данные факты хорошо известны правоохранительным органам, однако Александр Барабаш до сих пор руководит государственным институтом.

Только за 2013 год ГП УХТА произвело 21 госзакупку на сумму 620,2 млн грн. На что пошли эти деньги?

Почти на 13 млн грн Бондик закупил компьютерной техники у ООО "Комплексные решения", из них 10,8 млн были тут же переброшены на счет другой компании.

Также госпредприятие якобы проводило строительные работы, на что было истрачено 9,1 млн грн. Подрядчик (ООО "Стройметаллиндустрия"), получив данный платеж, перечислил 7,2 млн грн на счет предприятия "НПП "Химэкология"", зарегистрированного в Донецке. Предприятие, обналичив деньги, растворилось в воздухе. Человек, числившийся на фирме директором, сказал правоохранительным органам, что о данном предприятии впервые слышит.

Кроме того, ГП УХТА перечислило 16,5 млн грн ООО "Инновационный центр "Технологии и материалы"" за "работы по модернизации системы паспортизации украинского участка магистрального трубопровода". Из них 12,6 млн грн были сразу же перечислены двум фиктивным фирмам, зарегистрированным в Киеве…

В целом в отношении должностных лиц государственного предприятия "Укрхимтрансаммиак" и лично Бондика, начиная с декабря 2013 года (еще при Януковиче), было открыто 7 уголовных производств, которые расследовались, объединялись, закрывались и вновь открывались.

документ

документ

документ

документ

документ


Новые обещания