Наибольшую возможность попасть в Одесский горсовет имеют регионалы, партия Тигипко и Родина

14 Июл 2010 00:00

С приближением местных выборов всё более актуальными становятся вопросы, каких кандидатов будет выдвигать та или иная политическая сила, как в результате выборов изменятся составы городского и областного советов, кто, в конце концов, наберёт наиболее весомый кредит доверия одесситов и так далее.

Об этом и не только об этом корреспондент 'Ревизора' пообщался с преподавателем Одесского Национального университета имени Мечникова, социологом Андреем Худенко.

- какую динамику в сравнении с прошлыми выборами показывают социологические опросы граждан относительно их политических предпочтений?

- в настоящий момент говорить о том, как изменяются политические предпочтения одесситов достаточно сложно, поскольку до выборов ещё относительно далеко. Но если вы - одессит, то вы, наверное, себе представляете, о чём думает одессит летом. То есть, насколько для него вообще актуальны проблемы политического порядка, проблемы выборов, и тем более выборов в пользу какого-то конкретного кандидата. Это риторический вопрос, на который можно ответить: 'Извините, но политические темы для одесситов не очень актуальны'. Поэтому сегодня мы получаем относительно большой процент затруднившихся ответить. Это не потому, что люди не знают или не задумываются об этом, просто пока для них это не актуально.

- каков этот процент и что его определяет?

- на сегодняшний день не определившихся примерно треть. Это очень много. С одной стороны сейчас лето. Это, кстати, характерно для всех южных городов. С другой стороны есть определённая усталость от политической кампании. И третий момент - люди думают: 'Ну, давайте посмотрим на новую власть, дабы определиться, насколько мы можем её поддержать на местном уровне'. То есть присутствует некий момент ожидания. С приближением выборов, чем больше будет информации, касающейся, во-первых, списочного состава, кто будет выдвигаться в городской совет, кто будет выдвигаться на пост мэра, люди начнут более предметно определяться в своих предпочтениях.

- каков выбор предварительно определившихся с поддерживаемой кандидатурой?

- если говорить о тех, кто в какой-то степени определился, невероятную популярность имеет действующий президент. Или, по крайней мере, процент доверяющих ему стабильно высокий. В какой-то степени это хорошо. Наконец-то появилась персона, которой люди хотят доверять. Второй момент - появился тот человек, который может взять на себя ответственность за реализацию каких-то проектов и программ. Давайте посмотрим, как он воспользуется этим кредитом доверия, и насколько это ответственная персона. Плохо, наверное, в том плане, что мы продолжаем доверять персоне, но не видим или не хотим видеть, что за его спиной стоит некая партийная-политическая структура с достаточно ясной, чёткой, понятной программой. И, главное, может быть, не столько программными положениями лозунгового характера, сколько конкретным механизмом реализации этих программных положений. То есть пока здесь есть не то чтобы сомнения, но это не очень ясно и чётко видно. Следующий момент - региональная политика этой самой власти. Насколько существует эта региональная политика, и, следовательно, кто будет её реализовывать на местном уровне, какие конкретно люди, какие конкретно механизмы будут использованы для того, чтобы эта политика была проведена в жизнь. Так что пока больше вопросов, чем ответов.

- изменилось ли с момента президентских выборов отношение одесситов к Сергею Тигипко?

- рейтинг партии 'Сильная Украина' несущественно упал. На зимних выборах был показан достаточно высокий результат. Я имею ввиду объективный результат - по данным ЦИКа. Даже, по-моему, и исследования столько не показывали. Сейчас 'Сильная Украина' и сама персона Тигипко продолжают оставаться достаточно значимой для одесситов, несмотря на активно публикующиеся сегодня материалы, которые связаны с налоговым кодексом, связанные, может быть, с содержанием переговоров с МВФ. Таким образом, существенного падения рейтинга или снижения популярности либо доверия к Сергею Леонидовичу нет. С моей точки зрения, и это подтверждают результаты исследований, на сегодняшний день это вторая партия, по крайней мере, в Одессе. Я не говорю об области, потому что, собственно, Тигипко получил достаточно много голосов именно в Одессе. Немаловажную роль тут сыграла активная позиция Светланы Фабрикант. Мне кажется, что она принесла в эту копилку чуть ли не до половины голосов. И, конечно, поддержка политических сил, которые симпатизируют Сергею Тигипко.

- как после выборов могут измениться составы городского и областного советов?

- состав городского совета на сегодняшний день вообще никакой роли не играет. По-моему, должно пройти ещё много времени, пока общественные деятели и политики регионального и городского уровня почувствуют себя настолько сильными и самостоятельными, что позиция их политической силы, их фракции будет определять направление развития города, когда их персоны станут настолько же весомыми, как и персона городского головы. На сегодняшний день городской совет проводит ту политику, на которой настаивает мэр и Горисполком. Мне кажется, что это не самостоятельные фигуры. В некоторой степени подобная ситуация и в облсовете.

- чем, по-вашему, вызвано такое положение вещей?

- вероятно, это связано с тем, что у нас партийно-политическая структура предельно персонализирована. То есть не политическая партия, а лидер политической партии, не городской совет, а городской голова определяют, какова последовательность шагов в достижении той или иной цели. На мой взгляд, политику вообще необходимо деперсонализировать, чтобы не говорили, что Янукович проводит ту или иную политику, а говорили, что правящая партия её проводит. Чтобы не говорили, что Тимошенко и 'Батькивщина', а 'Батькивщина'. А кто будет возглавлять на данном этапе партийную структуру, это вопрос внутрипартийный. И чтобы люди выбирали не лидера партии, или смотрели, кто в верхней части таблицы, а листали программные положения, смотрели технологию достижения поставленных целей, и смотрели, насколько эта партия проявила себя в прошлом. Конечно, полностью уйти от персональной структуры и коридорных внутрипартийных страстей не удастся, но на сегодняшний день, по-моему, лучше всего говорить о таких вещах.

- в чём плюс для общества от столь частых выборов?

- к любой избирательной кампании, к любым всенародным опросам, голосованиям, референдумам, мы относимся, как к какой-то своеобразной революции. Для нас это событие космического масштаба. Для Западной Европы, для традиционной демократии подобного рода массовые опросы, будь то избирательная кампания, или референдум - это обычная практика. Речь идёт о том, что политик, не имеющий достаточно солидного объёма доверия населения, вообще не может считаться политиком. Политик, который постоянно не соревнуется с другими политиками в получении этого кредита, когда отсутствует соревновательная площадка и желание соревноваться с другими политиками, - это не политик. Политик, который боится потерять свою должность, и вынужден принимать какие-то популярные решения, боязливый политик - это не политик. Когда мы рассуждаем с точки зрения такого отсутствия политики, то, конечно, лучше, чтобы всё прошло в один день, чтобы можно было потерпеть 5-10 минут позора, вырвать победу и забыть о борьбе и о политике вообще. Понимаете, если ты политик, то в политической жизни и политической борьбе ты должен участвовать постоянно. Один год ты участвуешь в выборах президента, на следующий год - в высшее законодательное собрание, потом - в местных выборах, потом выносишь какие-то вопросы на референдум и получаешь тем самым кредит доверия, или не получаешь и, следовательно, как-то корректируешь тактику своей политической борьбы. То есть каждый год выборы - в этом нет ничего страшного. Это нормальная политическая практика, и это совершенно не значит, что постоянно нужно задабривать людей. Политик должен проводить такие решения, которые считает наиболее эффективными для благосостояния страны. Более того, надо думать не о завтрашнем дне, а, по крайней мере, на 10-15 лет вперёд и уметь донести свою точку зрения. Если этого не происходит, то ни о какой политике говорить не приходится. В связи с этим я уже давно делаю вывод о том, что, к сожалению, в Украине политики нет. Тут есть люди, которые используют политику в своих бизнес-интересах.

- многое свидетельствует в пользу того, что в состав горсовета после выборов войдут регионалы, партия Тигипко и партия 'Родина'. Как вы оцениваете шансы других политических сил?

- тут мы снова возвращаемся к тому, что очень тяжело на сегодняшний день спрогнозировать, кто действительно пройдёт. Эти три политические партии, я скажу очень социологично, имеют достаточно большую вероятность пройти в горсовет. Эта возможность может реализоваться, а может и не реализоваться. В этой связи другие политические партии имеют меньшую вероятность, которая, опять же, может реализоваться, а может и не реализоваться.

- от чего, по-вашему, зависит, будет ли реализован шанс той или иной политической силы?

- для политической партии, если она серьёзная партия, если, скажем так, человеку есть, что сказать в городе и он умеет это сделать, проигрыш битвы не означает проигрыша в войне. Тут всё зависит не столько от лидера, сколько от его команды, от самой партии. Насколько это не виртуальна партия, а реальная, которая имеет не просто количество ячеек в районах области или по Украине в целом, а насколько эти ячейки действительно работают. Всё зависит от того, насколько эта партия в состоянии вести политическую борьбу с оппонентами. Речь идёт о позиции этой партии внутри политического поля. Точно так же мы говорим об умении договариваться, находить компромисс, вообще вести диалог. Скажем, Партия регионов и 'Сильная Украина', 'Сильная Украина' и Родина. Это цивилизованный диалог, предметом которого может быть только одно - город. То есть важно, насколько одна партия может прислушаться к мнению другой. Мне понравилось, как сказал на одной из пресс-конференций журналист Александр Галяс: прошлый горсовет был избран при Руслане Борисовиче, затем его подобрал Гурвиц, и все стали голосовать за его программы. Причём самая большая фракция в этом горсовете - фракция регионалов. Гурвиц - член политсовета партии 'Наша Украина', но они никак не сопротивляются его решениям. Они говорят: 'Мы поддерживаем позицию'. Но поддерживать же можно до определённой степени. Нельзя же поддерживать всё подряд. Либо же они поддерживают то, что мы занимаемся не благоустройством города, а удовлетворением своих бизнес интересов. Тогда вообще не стоит говорить о каких-то фракциях в горсовете. Тогда у нас, грубо говоря, около ста с лишним бизнесменов, у которых есть свои интересы, а задача городского головы состоит в том, чтобы удовлетворить амбиции каждого, и всё. Вопрос: а где город, где люди? Потому что бизнес и повседневная деятельность людей - это разные вещи. Бизнес и политика - это разные вещи.

- значит ли это, что политика и бизнес не должны пересекаться?

- не значит. Я отнюдь не смотрю в розовых очках на жизнь законодательных собраний или муниципальных органов где-нибудь во Франции или в Германии. Всё равно эти вещи пересекаются, и это очень важно и значимо, чтобы они пересекались. Но, знаете, наверное, очень тяжело найти в Европе политика, который бы просто потому, что он такой импульсивный, стал бы стрелять в воздух. Политическое поведение так же, как и поведение в повседневной жизни, оно на уровне привычки. Вот в политике есть определённые моменты, не потому что это нельзя, или это как-то запрещено, а он просто этого не совершит. Он не будет на людях делать какие-то действия, потому что он точно знает, что это точно так же можно сыграть и против него. Если человек избивает журналистов, то где гарантия, что журналисты не изобьют его. А если человек этого не понимает, тогда он не обладает политической культурой и вообще никакой культурой.

Новые обещания