Мнение: Почему офшорный скандал для Порошенко неприятен, но не смертелен

4 Апр 2016 11:12

Он обещал, конечно, продать 5 канал — и не продал. Но когда украинские политики выполняли свои обещания?

Скандал, в рамках которого президента обвинили в том, что он вывел свои активы в офшоры, на мой взгляд, в целом не сильно ударит по его репутации. Но есть одно «но». Не ударит потому, что все и так знали, что Петр Порошенко – олигарх, которому принадлежат промышленные, торговые и медиа активы. За него за такого проголосовал народ. За олигарха, пишет журналист Олег Гавриш для НВ.

Он обещал, конечно, продать 5 канал — и не продал. Но когда украинские политики выполняли свои обещания?

Почему для Порошенко все, что произошло, неприятно, но не смертельно?

Прежде всего потому, что перевод активов в офшоры чисто теоретически действительно может быть частью процесса их передачи в слепой траст. Не знаю, как там в случае с Roshen, но в мире офшоры и слепой траст не противоречат друг другу.

Президента можно обвинить в том, что он не задекларировал собственности на несколько тысяч долларов. Но тут, если честно, обвинения могут быть исключительно формальные. У нас множество политиков вообще ничего не декларируют и «живут на одну зарплату». Просто посмотрите на декларации Юлии Тимошенко и Олега Ляшко. Обнять и тихо плакать.

Можно сказать, что Порошенко передавал все в траст в ходе Иловайской трагедии. Но подписать бумаги — это одна минута дела. Все могло быть подготовлено заранее, но в день, когда случился котел, к президенту на минуту зашел секретарь и он быстро подписал всё, не отвлекаясь от решения проблем на Востоке.

В общем, все обвинения довольно зыбкие. Но есть одна принципиальная вещь, за которую Порошенко должен нести отнюдь не уголовную, но политическую ответственность.

Он за время президентства в стране так и не смог создать такие условия, чтобы самому зарегистрировать свои предприятия в Украине. Он не провел налоговой реформы, которая бы сделала работу в стране фискально привлекательной. Не внедрил принципа верховенства права, чтобы его активы не тронули ни при каких обстоятельствах, даже когда он перестанет быть президентом и уйдет в оппозицию.

Порошенко, как владелец активов, сам не доверяет налоговой системе и системе защиты инвестиций, которая работает в его стране. Он считает Панаму более надежным местом для хранения активов, чем собственное государство.

О какой деофшоризации экономики после этого можно вести речь? О каком инвестиционном климате? Как можно вообще звать кого-то вкладывать деньги в страну, в которой и президент-то боится зарегистрировать свои активы и предпочитает Панаму?

Новые обещания