Мнение: Анексия Крыму. Голос из Петербурга

21 Мар 2014 00:00

Александр Мусин. Доктор исторических наук. Ведущий специалист Институту материальной культуры Российской Академии Наук (Санкт-Петербург)
Анализ ситуации в Украине показывает, что угроза российского вторжения на Восток страны и аннексия Крыма - давно подготовленный спектакль, не имеющий отношения к защите русского населения 'после Майдана'.

Люди в масках, захватывающие то офис, то банк, руководствуясь 'революционным сознанием', доверия, конечно, не вызывают.

Но не они сегодня угрожают человеческим жизням и достоинству, а донецкие погромщики и крымская 'самооборона', действующие под российскими флагами и прикрываемые российским солдатами в таких же масках.

Похоже, этот спектакль задумывался не ради российского зрителя.

Единение нации вокруг приобретения знаковых территорий и внешнего врага даст лишь краткосрочный эффект. Экономический кризис и коррумпированное государство вновь активизируют протесты в России. Настоящие адресаты спектакля - Украина и мир.

Не признавая легитимности новой власти в Киеве, Кремль не только подрывает доверие к ней самих украинцев, но дестабилизирует ситуацию в стране.

Это провоцирует в Украине антироссийские настроения, которые способны привести во власть радикально-националистические элементы. Европе и США сотрудничать с ними станет сложно. Изоляция и экономический кризис смогут вернуть в Киев промосковских политиков.

Однако главный адресат геополитическоего шоу - Европа и США. Путин и его окружение рассматривают завершение 'холодной войны' не как поражение, а как капитуляцию, и Крым - лишь начало 'реваншизма'.

Часто говорят, что Путин утратил связь с реальностью. Вовсе нет. Путин как 'отец лжи' строит иную реальность, основанную на подмене понятий, где он устанавливает правила игры.

В основе его деятельности, как и ее одобрения в России, лежат ложно понятые национальные интересы. Потому что в интересах России иметь соседом сильную и равноправную с ней Украину, соблюдать международные договора и сохранять партнерские отношения с мировым сообществам.

Но эти простые мысли не вмещаются в российское сознание. Антиукраинские политика и пропаганда стали возможны потому, что большая часть россиян считает самостоятельное украинское государство и отдельную украинскую нацию лишь временным недоразумением внутри 'одного народа' и 'одной страны'.

Ответственность за эту ситуацию, так ловко использованную 'одним вождем', несут не только политики, но и образованная часть российская общества. Анекдоты про 'хохлов', пренебрежительное отношение к украинскому языку, 'бытовой антиукраинизм' так и не получили осуждения со стороны русской интеллигенции. Непростые поиски украинской национальной идентичности подвергались насмешкам.

Спекуляция на различиях Запада и Востока Украины позволила кремлевской пропаганде создать миф о 'врагах-бандеровцах' и 'братьях-украинцах'. Получила развитие ложная идея о 'древнерусской народности' как общем предке русских и украинцев, а фраза о Киеве как 'матери городам руским', не имеющая к России никакого отношения, превратилась в экспансионистский лозунг.

Эта ответственность русской интеллигенции за сложившуюся ситуацию требует от нее новых форм взаимодействия с украинской культурой и наукой, рассчитанных на восстановления взаимного доверия в будущем.

Речь идет о смене тональности отношений, о равноправном сотрудничестве, исходящем из факта самобытности украинской нации, истории и культуры.

Научные мероприятия в Украине должны стать приоритетом для доброжелательно настроенных к ней российских исследователей, несмотря на то, что здесь их ждет клеймо 'агрессоров', а дома - 'национал-предателей', на которых Путин уже открыл охоту. Понадобятся неформальные связи и новые площадки для диалога взамен дискредитировавших себя официозных 'совместных комиссий историков'.

Этот официоз уже готов послужить состоявшейся аннексии. Буквально накануне вторжения в московской Академии наук состоялся совещание, посвященное русским археологическим экспедициям в Крыму.

Его окончание походило, скорее, на военный совет. Здесь говорилось о необходимости 'усиления российского присутствия в Крыму', где у России 'остались только археология и флот'.

Сегодня такое присутствие на аннексированной территории даже не 'ученая оккупация', а 'археологическое мародерство', масштабы которого способны многократно возрасти в связи с планами превратить полуостров в ударную стройку.

Планирующим работы в Крыму российским коллегам я предлагаю задуматься, не о них ли написал Александр Галич:

И тогда в покоренный город вступаем мы - мародеры,
И мы диктуем условия,
И предъявляем права!

Крым, который уже изолирован от Украины и мирового академического сообщества, оказывается деликатной областью нового взаимодействия.

Василий Аксенов придумал 'Остров Крым' как остров свободы. Но тот превратился в заповедник 'совка', где Путин, с помощью другого Аксенова, надеется укрыться от 'русского Майдана' - 'Остров Крым 2.0'.

Вступить на этот остров я не могу, пока народ Украины совместно с международным сообществом не определит его новый позитивный статус.

Однако в этом ожидании рождается 'Остров Крым 3.0' как культурное пространство людей, нуждающихся во всесторонней поддержке. В этой ситуации гуманитарный проект 'Остров Крым 3.0', базирующий в Украине и направленный на поддержку крымских коллег и простых крымчан, особенно тех, кто не принял фальши 'воссоединения', представляется важным и реальным.

Национально ответственным украинцам и россиянам стоит задуматься о его конкретных формах, вовлекая в него международное сообщество. Потому что борьба за единую Украину и свободную Россию, в которой люди будут понимать, что лучше быть честным и порядочным, чем сильным и лживым, еще не проиграна.

Новые обещания
FACEBOOK GROUP