Когда украинцы перестанут видеть во всех "козлов"

8 Сен 2016 23:11

Политики не устают доказывать, что они «все одинаковые». Им, в отличие от прильнувших в экранам украинцев, это даже выгодно.

В том, что украинцы с жаром бросились обсуждать "квартиру Лещенко" в принципе нет ничего особо предосудительного. Как и в том, что раньше повышенным вниманием пользовались мемы "вертолет Бурбака", "самолет Хомутынника", "кортеж Ляшко" и "туфли Тимошенко", "декларация Шабунина". Подобная тематика всегда будет пользоваться спросом. Печально не то, что "квартира Лещенко" приковала внимание украинцев, а то, что кроме квартир, вертолетов, яхт и самолетов из поля обсуждения выпали практически все прочие темы, куда более важные.
 
Простой пример: 7 сентября Верховная Рада не смогла принять Постановление о рекомендациях парламентских слушаний о стратегии реинтеграции Крыма - 246 депутатов просто не нажали на кнопки: ни "за", ни "против". В тот момент большинство нардепов просто отсутствовали в зале. Для того чтобы понять, что произошло, поясним: за почти два с половиной года с момента оккупации Крыма в Раде были проведены всего одни (!) парламентские слушания о проблеме возвращения полуострова. Как утверждают свидетели этого действа - да и на них присутствовала в лучшем случае пара десятков депутатов, пишет ДС

Если вместо реинтеграции украденного у Украины Крыма все обсуждают квартирный вопрос одного народного депутата - значит в украинской политике "что-то пошло не так". А именно: из политики исчезла собственно политика, а остались только разборки на уровне "сам дурак", "от вора слышу", "покажи свои доходы".

Политика стала донельзя примитивной и скатилась до уровня обсуждения образа жизни самих политиков. И последних это вполне устраивает: потому что думать о том, как вернуть Крым (реформировать оборонно-промышленный комплекс, провести успешную приватизацию и т.д.) - трудно и скучно. А еще сложнее - объяснять все эти проблемы избирателям. Ловить друг друга на роскошном образе жизни куда проще. Тем более, что украинский политикум недалеко ушел от классического украинского села времен Нечуя-Левицкого: где все о всех все знают. 

Это было, было...

Механизм примитивизации и сам по себе не сложен. На первом этапе якобы новые (а на самом деле слегка загримированные старые) лидеры общественного мнения (ЛОМы) вбрасывают в массы простые решения. Классический пример - идея люстрации политических конкурентов. При Ющенко предложили уволить всех чиновников времен правления Кучмы. При Януковиче "панацеей" посчитали посадку Тимошенко и Луценко. История повторилась в 2014 году и, ожидаемо, результатов не принесла. 

К категории таких же "простых решений" относились и предложения резко ужесточить ответственность за коррупцию, и идеи расширить полномочия правоохранительно-силовых органов.

На втором этапе, после того, как становилось ясно, что "простые решения" не срабатывают, ЛОМы переключались на поиск "врагов" в самой власти. Так украинцы узнали об образе жизни сына Ющенко (привет будущему еврооптимисту Лещенко), а спустя шесть лет - о Межигорье и массажных креслах Арбузова (повторный привет ему же). Еще через четыре года их сменят Мартыненко, Бурбак - и, в итоге, сам Лещенко. Круг замкнется.

А вот чего за все это время так и не случилось - так это попытки изменить сами правила игры: сделать так, чтобы освободившееся место обвиненного в коррупции не стало источником доходов для новых-старых персонажей.

Выгодно и удобно

В чем заключается казус так называемых еврооптимистов? Значительная часть украинцев увидела в них "новое поколение", кое-кто даже заговорил о давно ожидаемой смене элит. Но все дело в том и заключается, что будущие "оптимисты" выросли целиком и полностью в недрах прежней политической системы. Более того, они и карьеру в ней делали на том, что последовательно, последние лет пятнадцать убеждали украинцев в том, что все политики - "козлы".

Да, в какой-то момент действительно было важно показать, какой именно образ жизни ведут власть имущие. В определенное время было нужно и полезно десакрализировать представителей власти - доказывая, что они не должны чувствовать себя священными коровами и "хозяевами жизни", показывая, что о дворцах, замках и самолетах рано или поздно станет известно, как и о том, откуда взялись средства на роскошь.

Плохо то, что профессиональные антикоррупционеры так и застряли на прежнем уровне. Придя, наконец-то, в большую политику, они продолжили заниматься тем, чем привыкли, на чем сколотили политический капитал. Выяснилось, что об изменении правил игры они имели достаточно общие представления.

"Фабрика еврооптимизма" работала довольно незатейливым образом - "друзья Украины" поставляли "оптимистам" готовые рецепты изменений в законодательство (об их критическом восприятии речь даже не шла, как и о попытках применить их к реалиям меняющейся и воюющей страны). А "оптимисты" продолжали заниматься любимым делом: "мочить козлов" во власти.

Семеро козлят

Вернемся к вышесказанному. Для непотопляемых Тимошенко и Ляшко ситуация внутренней войны всех против всех - живительная среда. "Оптимисты" вписались в эту картину и дополнили ее. К надрывному юлиному "люби мои, вас грабують олигархи", к громогласному ляшковскому "скотыняки!" добавились интеллигентно-назидательные нотки Лещенко, Найема, Шабунина.

Разорвать этот порочный круг крайне сложно. Разоблачительный популизм зашкаливает - и сами политики из него не выберутся, да и не собираются. Но если изо дня в день зацикливаться на том, что все они одинаковые - никакого продвижения ни в реформах, ни в экономике, ни в правосудии не будет. Пора бы начать обсуждать что-то другое.

Новые обещания