Киевские выборы. А цифры-то не сходятся!

7 Ноя 2015 21:51

В Киеве состоялся судебный процесс, который привлекает не так много внимания, как задержание Геннадия Корбана или удар народным депутатом Андреем Тетеруком бутылкой по голове народного депутата Александры Кужель.

В Киеве состоялся судебный процесс, который привлекает не так много внимания, как задержание Геннадия Корбана или удар народным депутатом Андреем Тетеруком бутылкой по голове народного депутата Александры Кужель. Однако для столицы этот процесс значит намного больше, пишет Главком

Речь о признании или непризнании результатов местных выборов в Киеве. Дело в том, что по официальным данным избирательные участки в Киеве получили больше бюллетеней, чем было напечатано. Такого никогда раньше не было. Сегодня эту загадку пытается решить Окружной административный суд Киева. В силу положений Закона Украины «О местных выборах» выявленные нарушения не могут быть устранены без повторного подсчета голосов, а поэтому в деле 11 ответчиков: Киевская городская избирательная комиссия и 10 районных избиркомов. Истцом выступает Киевская организация Оппозиционного Блока.

Очевидно, что суд уклоняется от принятия решения, затягивает процесс. По-видимому, Фемида дает время городской избирательной комиссии подготовить нужные документы, которых нет.

Цифры не сошлись

Проблема в том, что результаты киевских выборов при таких обстоятельствах признавать очень проблематично. Если нельзя точно сказать, сколько бюллетеней было напечатано, сколько из них проголосовало, невозможно подсчитать, какой процент набрала каждая из партий. Комиссия так долго – больше недели –считала голоса, потому что у нее не сходились цифры. Цифры так и не сошлись, а сроки уже поджимали – результаты местных выборов надо было объявить до 4 ноября.

Участковые избирательные комиссии получили на 2165 больше бюллетеней, чем было официально напечатано в типографии. Казалось бы, такое немыслимо. Физически невозможно опустить в урну для голосования то, чего в природе не существует. Но оказалось, возможно все. В том числе материализация более 2000 избирательных бюллетеней.

Что говорит протокол Киевской городской избирательной комиссии «О результатах выборов депутатов Киевского городского совета в многомандатном избирательном округе», который был утвержден 2 ноября 2015 года?



Количество изготовленных бюллетеней составляет 2 163 012 шт., а количество бюллетеней, которые получили участковые комиссии, - 2 165177 шт. Разница 2 165 штук.

Такое расхождение в цифрах невозможно объяснить никакими техническими ошибками. Количество бюллетеней, выданных на участках, подтверждается протоколами районных и участковых избирательных комиссий. Если суммировать то, что они получили, выйдут те самые 2 165177 шт.

Неизвестно сколько неизвестно где

С количеством напечатанных бюллетеней все и сложнее. Его комиссия пока не смогла подтвердить ничем. Она не принимала постановления о выборе типографии для печати бюллетеней, несмотря на требование закона.

По закону «О местных выборах» комиссия должна не позднее, чем за 17 дней до проведения выборов назначить типографию, которая будет печатать бюллетени, и заключить с ней соответствующий договор. Такое решение должно утверждаться постановлением. Об этом же говорит Положение Центральной избирательной комиссии №192, где сказано: решения избирательной комиссии по вопросам повестки дня принимаются в форме постановления. Таким образом, существует императивная норма, которая устанавливает правило поведения комиссии, которое не может быть нарушено.

Но Киевской городской комиссии законы и нормы – не указ. Она приняла решение о выборе типографии простым протокольным решением. Документа, который бы подтверждал количество заказанных в типографии бюллетеней, нет.

Как известно со слов членов городской комиссии, печатью бюллетеней занималось ООО «Укрспецполиграфия». Ее собственниками являются Михаил Коновал, Георгий Кувелас и Владимир Шевченко. В конце 2012 они втроем выступили соучредителями фирмы ООО «ЕДАПС-Принт», вместе контролируя 15% уставного капитала. Остальные 85% принадлежали ООО «ЕДАПС». Сейчас владельцами «ЕДАПС-Принт» являются и сама фирма «ЕДАПС» и Юрий Сидоренко. Официально компании не связаны, однако в качестве контактных телефонов «Укрспецполиграфия» указывает два номера, которые в ЕГР зарегистрированы на «ЕДАПС-Принт». За последние семь лет, по данным сайта «Наші Гроші», «Укрспецполиграфия» выиграла тендеров на 175,250 млн. грн.

Бюллетени для голосования на выборах являются бланками строгой отчетности (ст. 74 и 75 Закона «О местных выборах»). Их нельзя напечатать, сколько вздумается, и остатки затем просто выбросить в мусорную корзину. Типография должна напечатать их ровно столько, сколько записала в своем постановлении городская комиссия. Нужное количество заказанных бюллетеней, их учет и передачу избирательной комиссии обеспечивает предприятие-изготовитель (Постановление ЦВК №192). На всех этапах производство строго контролируется, чтобы не появились неучтенные экземпляры. После окончания производства, «лишние» бюллетени, если таковые были напечатаны, типографские формы и даже остатки краски должны уничтожаться в присутствии специальной контрольной комиссии, которая создается в тот же день, когда определяется типография и количество бюллетеней.

По имеющийся информации, такая комиссия была создана.Она приняла работу и под ее присмотром на полиграфическом предприятии были уничтожены печатные формы и остатки краски. Единственное, что есть по этому вопросу у городской избирательной комиссии – ведомость о расхождениях на эти самые 2165 бюллетеней. И все! Ни актов, на основании которых она составлена, ни информации о том, что дальше сделали с «лишними» бюллетенями в суд предоставлено не было. Это остается загадкой.



Для чего все это

Хотя, не такая уж это и загадка. «Лишние», неучтенные нигде, но настоящие бюллетени – прекрасная основа для фальсификаций.

Когда они есть – дальше все просто. Объявляется завышенная цифра явки. Все помнят, сколько в день голосования было людей на участках? Мягко говоря, немного. Однако на сайте ЦИК на следующий день появилась цифра 891750 и явка в 41,9%.

Затем на подконтрольных участках «вбрасываются» бюллетени, которые повышают явку до нужного уровня, увеличивают процент голосов за провластные политические силы, а заодно, и снижает показатели неудобных власти партий ниже проходного барьера. В результате таких несложных манипуляций провластные партии БПП и «Єдність» совместно получают в Киевсовете больше 61 мандата и формируют большинство. Остальные, «неудобные» партии, которые подошли к заветным 5%, вроде «Решительных Граждан» Борислава Березы,«Демальянса» или «Оппозиционного Блока» в городском совете не нужны.

Фактические следы таких вбросов, по данным источников из штаба одной из партий, наблюдали на участках округа №118 Шевченковского района– когда вдруг появлялось аномальное количество голосов за одну из политических партий.

Фактические следы манипуляций наблюдались на Подоле, когда БПП неожиданно попросила пересчитать голоса на трех участках. При пересчете 85 бюллетеней с голосами в основном за «Решительных Граждан» и Оппозиционный Блок вдруг оказались испорченными. У Борислава Березы тогда пострадало 50% голосов, у «Оппозиционного Блока» - 30%. Зачем им это было нужно, если кандидат от БПП и так побеждал на округе? Ответ кроется в Законе о «Местных выборах»: внутрипартийный рейтинг кандидатов для прохождения городской совет. На Подоле физически живет меньшее количество избирателей, чем в спальных районах, поэтому кандидат от БПП там, даже победив, не смог набрать нужное количество голосов, чтобы конкурировать «со своими» для прохождения в Кевсовет. Вот ему и пытались помочь таким нехитрым способом.



Преступление пока без наказания

В Оппозиционном блоке, который и подал иск в суд, полагают, что бюллетени, которые напечатаны с нарушением Закона и процедуры, являются недействительными. Партия не признает результаты местных выборов и заявляет, что они были сфальсифицированы. Кроме обращения в суд, оппозиция также подала заявления в МВД и в Прокуратуру.



Юристы партии считают, что подобные факты имеют все признаки уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 и ч. 4 ст. 158 Уголовного кодекса Украины. Речь идет оподделке или незаконном изготовлении, использовании, хранении незаконно изготовленных или поддельных избирательных документов (избирательного бюллетеня, протокола о подсчете голосов избирателей на избирательном участке, об итогах голосования на выборах и других документов, которые в соответствии с законодательством относятся к избирательных документов). Такие действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц, членом избирательной комиссии или должностным лицом с использованием служебного положения, а также в случае, если такие действия привели к невозможности установления итогов голосования на избирательном участке в соответствующем избирательном округе или к признанию голосования на избирательном участке недействительным, наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет.

Вопрос только, понесет ли хоть кто-то ответственность?

Новые обещания