Казус дипломата Пристайко

29 Апр 2016 23:46

Очередное заседание Совета безопасности ООН, посвященное Украине, завершилось фактически безрезультатно, но зафиксировало четкую линию украинского МИДа о необходимости проведения выборов на Донбассе и даже спровоцировало скандал.

Очередное заседание Совета безопасности ООН, посвященное Украине, завершилось фактически безрезультатно, но зафиксировало четкую линию украинского МИДа о необходимости проведения выборов на Донбассе и даже спровоцировало скандал. 

Представлявший нашу страну заместитель министра иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что Украина подготовила все необходимое законодательство для выборов на Донбассе и надеется, что они пройдут по украинским законам и в соответствии со стандартами ОБСЕ. Но сделал привычную оговорку, что никто не будет проводить выборы, пока не прекратится стрельба и не будет обеспечена безопасность, в том числе, наблюдателей. Постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр, в свою очередь, заявила, что условия на Донбассе не соответствуют необходимым требованиям для проведения выборов, пишет glavcom.ua

В принципе, Пристайко ничего кардинально нового не сказал – о такой готовности при соблюдении все тех же условий украинская сторона отчитывается постоянно. Но резонанс вызвали последующие высказывания дипломата в интервью «Голосу Америки»: «Я боюсь, нам придется жить с этим, нам придется учитывать все интересы, которые есть на большой территории Украины. Чтобы наше государство смогло продвигаться дальше, мы должны найти консенсус. Если в результате выборов, честных и свободных, эти люди придут к власти, то нам придется искать возможность взаимодействия с ними. И в парламенте, и в правительственных структурах, и на местах. Это будет непросто, но, к сожалению, это единственный путь к мирному урегулированию. Мы не хотим войны и, как показывают социсследования, украинцы выступают против любых агрессивных действий. Мы должны искать политическое урегулирование».

Также представитель МИДа выразил надежду, что выборы на Донбассе удастся провести уже этим летом по согласованному закону. За такие слова на Пристайко мгновенно ополчились в «Самопомочи», которая затребовала его отзыва из командировки и немедленного увольнения, а скандальный нардеп-«радикал» Игорь Мосийчук заявил, что «если этих уродов будут заводить в Верховную Раду, я на пленарное заседание приду с пистолетом». Конечно, учитывая щекотливость и болезненность этой темы, такой опытный дипломат, как Пристайко, мог бы подобрать и несколько иные слова. В частности, не упоминать о внедрении людей из оккупированных территорий в правительственные структуры и парламент, поскольку речь пока идет только о местных выборах. Но все-таки суть высказываний Пристайко в том, что эти выборы обязательно должны быть «честными и свободными», то есть в соответствии со стандартами ОБСЕ. Пока же проведение таких выборов на тех территориях выглядит, мягко говоря, затруднительным.

Тем не менее, Киев явно демонстрирует, что не готов полностью заблокировать отношения с оккупированными территориями, к чему призывают многие горячие головы в том же парламенте. Понятно, что Минск-2 подписывался в крайне сложных условиях на фронте с фактически выкрученными руками, но, тем не менее, никто отказываться от его выполнения не собирается. Правда, и спешить с выполнением тоже.

Последний визит уполномоченной Госсекретаря США Виктории Нуланд был подан так, будто в Вашингтоне устали ждать и настойчиво потребовали от Киева ускорить процесс – в частности, приблизить проведение выборов на Донбассе. Впрочем, и Нулланд, и представители Администрации президента заявили, что не оговаривали конкретные сроки проведения выборов, несмотря на подобную информацию в СМИ. Отрицал, что речь идет о каких-либо датах и посол США Джеффри Пайетт.

Но, по неофициальной информации, напуская дипломатического тумана, за закрытыми дверями Запад планомерно давит на украинские власти и в части создания условий амнистии участников конфликта, и в части проведения выборов в ОРДЛО (отдельных районах Донецкой и Луганской областей). Инструменты давления разнообразные – от задержки финансовой помощи до перспектив снятия антироссийских санкций в случае дальнейшей «упертости» Киева. Понятно, что на Западе не столь наивны, чтобы верить в кратчайшие сроки исполнения Минских соглашений, но нужен хоть какой-то прогресс, чтобы Россия не могла кивать на позицию Украины как на главный ступор мирного урегулирования. А именно этим Кремль сейчас и занимается, попутно пытаясь переманить на свою сторону часть евроистеблишмента.

Подтверждение тому, что тема выборов в «донбасском вопросе» постепенно выходит на первый план, многие увидели в «отставке» Романа Безсмертного, который изначально входил в политическую подгруппу Трехсторонней контактной группы. Безсмертный неоднократно рассказывал, что в ходе переговоров представители «ДНР»–«ЛНР» не хотят идти ни на какие компромиссы в плане участия в избирательном процессе всеукраинских партий и СМИ. В своем интервью, в котором Безсмертный и анонсировал отход от «минских» дел, он признался, что сейчас вся работа в Минске сконцентрирована вокруг выборов, но сам он не верит в выборы на тех территориях ни в этом году, ни в следующем. Формально Безсмертного в подгруппе пока никто не заменил, но в белорусскую столицу стала активно ездить координатор гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская, которая является специалистом как раз в избирательном процессе.

Уже неоднократно отмечалось, что Петр Порошенко не имеет четкого плана по Донбассу – повторяя мантры западных партнеров о безальтернативности Минска, он, похоже, с трудом представляет себе процесс реинтеграции оккупированных территорий. А выборы там (в потенциале – и всеукраинские) вряд ли в ближайшие годы принесут «постмайданным» партиям и кандидатам в президенты хорошие результаты, даже если их туда допустят. Но формально процесс идет – так известно, что законопроект о выборах в ОРДЛО подготовил глава правового комитета Руслан Князевич. Этот проект еще никто не видел и пока перспективы его одобрения в парламенте призрачны. Но не настолько, как прописанные в тех же соглашениях изменения в Конституцию – работа того же Запада с депутатским корпусом плюс участие экс-«регионалов» из депутатских групп и «Оппоблока» дадут возможность наскрести 226 голосов. Но понятно, что просто принять закон мало – надо учитывать и реальную обстановку на оккупированных территориях.

Новые обещания