Как Владимир Путин опять сделал вид, что всех переиграл

17 Ноя 2015 12:19

Выход РФ из международной изоляции, который, по версии российских СМИ, случился в Анталии - всего лишь реализация поговорки о паршивой овце.

Если в поисковике набрать "Putin isolation G20" либо нечто подобное, машина выдаст множество ссылок, датированных прошлым годом. 

И ни одной, по крайней мере, на данный момент, - нынешним. На первый взгляд, Кремль действительно сумел прорвать политическую блокаду, а Владимир Путин вновь оказался рукоподаваем (хотя здесь трудно отогнать мысль, что в этом смысле парижские теракты 13 ноября безусловно были выгодны российскому руководству, независимо от того, верите вы в конспирологические теории и след ФСБ, или нет).

Действительно, программа встреч Путина, еще в четверг абсолютного изгоя в глазах коллективного Запада, оказалась на удивление насыщенной. Барак Обама, Ангела Меркель, Кристин Лагард, Синдзо Абэ. И это не считая хозяина саммита Реджепа Эрдогана. И со всеми - так или иначе - он пришел к некоему соглашению, обозначил взаимопонимание и сходство позиций. По крайней мере, в такой тональности рапортуют об успехах ВВП российские СМИ. А обыкновенная сдержанность мировых новостных лент на этом фоне воспринимается как неохотное подтверждение этого оптимизма. В общем, налицо очередное "Путин всех переиграл". Да, с ним здоровались - и такого уровня обструкции, как была в Брисбене год назад, не устроили. Но равнозначно ли это выходу из изоляции? Отнюдь, пишет Деловая столица

Просто вполне дежурная (если не считать случившейся накануне трагедии) встреча стран "Большой двадцатки" в турецкой Анталье стараниями российского пропагандистского апарата превратилась в очередной, обращенный на внутреннего потребителя - максимум на русскоязычное пространство - спектакль. Цель этого представления состоит в том, чтобы убедить российскую политическую и деловую элиту - прежде всего - в том, что Путин еще способен лоббировать ее интересы на Западе, а именно служить почтальоном для гарантийных писем, в которых расписано практически все национальное богатство бывшей советской республики, вывезенное в благополучные страны. Что касается российского обывателя, то смысл и тематика встреч "Больщой двадцатки" для него давно уже слишком сложны, а кроме того, если федеральные каналы покажут высадку российского экипажа на Юпитер, подавдяющее большинство россиян примет это за чистую монету. Так что усилия пропаганды Кремля теперь несколько сместились в сторону обработки других - потенциально нелояльных груп. С одной стороны, их запугивают - той же возможностью введения выездных виз, а с другой - агитаторы имитируют "прорыв блокады", прибегая к самым отчаянным манипуляциям.

Так, утверждается, что Путин перекинулся парой фраз с президентом США Бараком Обамой во время церемонии фотографирования участников саммита. Обама одним из первых вышел на церемонию, другие лидеры G20 по очереди подходили к своим местам. Путин, вошедший в зал, рукопожатием поприветствовал Обаму, и президенты перекинулись в это время несколькими фразами (журналистам эти кадры продемонстрировали в трансляции), затем лидеры проследовали к залу, где был накрыт обеденный стол. Правда, на фотографии малорослого Путина заметно отодвинули от центра, а наиболее довольными на ней выглядят саудовский король и турецкий премьер. Впоследствии заявлялось, что Обама и Путин якобы договорились обсудить ситуацию в Сирии (ряд СМИ пытался привязать к этому и режим прекращения огня на Донбассе, но какого-то развития эта тема не получила). По большому счету - это и все.

По сравнению с прошлым таким разговором между США и Россией изменилось мало - разве что некие космические силы якобы уничтожили тьмы боевиков не совсем ясно какой ориентации (а на самом деле - уничтожая жилые кварталы сирийских городов), но это тоже, скорее "война в четвертом измерении" (за которую, впрочем, уже заплатили жизнями 224 безоружных россиянина). Разумеется, надо понимать, что в функциональных целях самому "выведенному из состава правления" российскому правителю большего-то и не надо - появиться с Обамой перед камерой, оказаться рядом с ним на фото, спросить "как дела?" в коридоре. Все это совершенно не нужно Роберту Мугабе, искренне воющему с миром чистогана из глубин Зимбабве, но не мультимиллиардеру Путину и российскому правящему слою, еще не успевшему сменить источник доходов - от экспорта сырья до нагромождения продукции ВПК.

Ведь буквально на днях российская элита нанесла по Путину предупреждающий удар - речь идет о деанонимизации дочерей российского президента, мест их проживания и бизнеса, в который вовлечена, как минимум, младшая дочь.  Дом во французском Биаррице ценой в $3,7 млн одной, безаботная (до прошлого года) жизнь на родине мужа-голландца - у другой. Пресс-релиз Газпромбанка, который со ссылкой на председателя правления этого мощного учреждения Андрея Акимова, "находящегося в Китае" обвинил журналистов в "подтасовке". Притом, что председатель правления банка ничего нового под запись Reuters не сказал и лишь прямо подтвердил общеизвестный факт, что Катерина Тихонова является по сути своей Екатериной Путиной.

Степень испуга Путина можно определить по тому тяжелейшему бреду, который выдавал муж гражданки США (по совместительству - президентский пресс-секретарь), и молчание "Первого канала", чей главный диктор недавно оказалась держательницей черногорского паспорта. Таким образом Путину показали, что он уязвим - и, между прочим, в большгей степени, нежели некоторые его приближенные, поскольку отпрыски, к примеру, Патрушева и Бортникова руководят российскими государственными предприятиями. Если ранее неудачи Кремля носили несколько отстраненный, внешний характер - Владимир Путин мнит себя могущественным комбинатором, переставляющим фигурки на доске - то теперь российскому лидеру оставили сообщение на кухонном столе.

Вот он и ищет возможность прояснить свое будущее в любом кивке головы Обамы или усмешке Меркель, выглядя при этом скорее трагикомично. Несмотря на лукавые рассуждения о том, как Россия может использовать массовые убийства во Франции, внешний фон для российского участия в саммите оказался хуже, чем когда-либо ранее. Не так давно Франк-Вальтер Штайнмайер рассказал о том, что ЕС не снимет своих санкций с России до полного выполнения всех Минских договоренностей - новый закон о самоуправлении может вступить в силу лишь после выборов, проведенных по украинским законам и под международным контролем.

Формально говоря, для России такое требование невыполнимо, это очевидная капитуляция - вот Москва и тянет время, пытаясь отвлечь диванных новороссов военной кампанией в Сирии. В этом котнтексте довольно иронично, что саммит "Двадцатки" проходил именно в Турции, отношения которой с Россией из-за попыток Москвы провести Анкару вокруг пальца с газовым проектом, инцидентов в воздухе, поддержки курдов, Армении и бомбардировки турецких политических клиентов в Сирии - испорчены на годы вперед (фактически, их связывает сегодня только проект строительства ядерной электростанции).

Путин очень хочет присоединиться к коалиции во главе с Америкой - ведь совершенно ясно, что без США военные действия в Сирии еще многие годы будут оставаться безрезультатными (заодно Путина бы таким образом легализировали). Воевать самостоятельно, как это делал СССР (впрочем, и у СССР был Варшавский блок) - что на Донбассе, что в Сирии - Путин не способен. Нынешняя его коалиция, в которую входят изгои и failed states - Путина не устраивает, все они ненадежны, а главное - без репутации (один лишь Иран пытается восстановить свою). Но чтобы на Россию обратили внимание хотя бы в этом смысле, Кремлю по итогам французских терактов пришлось срочно подключить бывшего (и, возможно, будущего президента Франции) Николя Саркози, заявившего, что "двух коалиций быть не может".

Но ведь, собственно, по Сирии и договариваться не о чем - все переговоры на эту тему идут в Вене, пока что принято приблизительное решение о выборах через полтора года (в Сирии к венским переговорам относятся еще хуже, чем в Украине - к минским), но будут ли в них участвовать Башар Асад и Абу-Бакр аль-Багдади - пока неизвестно. Увенчаются ли чем-либо усилия Путина по допуску хотя бы в сени первого мира - сказать очень трудно: несмотря на ежедневную трескотню агентов влияния, его "имидж", скорее всего, не подлежит восстановлению. Об этом говорит и неразборчивость в приемах (так, пользователей сети позабавил один из российских политических комедиантов, призвавший США немедленно сдать Украину в обмен на Сирию). Между тем, Франция сразу же усилила бомбардировку позиций ИГ, а Белый дом осознал свое ранее крайне несерьезное отношение к этой проблеме.

Но Россия в этом алгоритме западного принятия решений - откровенно лишняя, и любопытна лишь тем, что даже за небольшую плату Путин готов был бы отправить в Сирию десятки тысяч призывников и резервистов. Путин давно чувствует, что запутывается в этой паутине, которую сам и сплел - вторжение в Украину, вторжение в Сирию, организация убийства пассажиров "Малазийских авиалиний", бесконечные международные скандалы и экономическая деградация страны. И, не находя выхода, он усиливает политические репрессии, понимая что где-то недалеко его соратники уже разучивают реплики Брута. Да, можно сказать что на некоторое время парижский 9/11 затмит украинскую повестку дня (хотя Путин не дает возможности о ней забыть, периодически бросая своих архаровцев в диверсионные рейды).

Также, Запад, возможно, изучит реальные возможности России в деле противостояния угрозе ИГ - и здесь начинается самое интересное. Сегодня версии о тесных связях между российским руководством (скорее, спецслужбами) и исламистами - это эпизоды и конспирология. Но что если этим вопросом займутся предметно (кое-какие заметки уже проскакивают на ресурсах, специализирующихся на анализе войны и разведывательной деятельности)? Ведь это любопытно и с точки зрения потенциала этой авторитарно-коррумпированной страны, и с точки зрения ее защищенности как объекта для атак. Игра в терроризм всегда очень сложна - ведь с одной стороны Россия пачками переправляла за границу тысячи добровольцев ИГ, а с другой слушает теперь первый русскоязычный хит Халифата "Скоро, очень скоро".

А Россия исторически является страной, где создание подпольных антиправительственных организаций полицией было поставлено на поток. Но сколько веревочке не виться, а конец виден - консервативные круги в той же России рассматривают политику Кремля по отношению к Украине, как постоянные уступки, прогибание (к примеру, решение о присоединении к реструктуризации долга Януковича), они толкают Путина к эскалации на Донбассе, которая угрожает его финансовым интересам и интересам противостоящей "реакционерам" группы, все еще мечтающей о вписывании России в окружающий мир вместо ежедневного рева распугавшего весь лес медведя-шатуна.

Саммит в Анталье мог бы быть хорошим поводом для демонстрации путинской любви к экономическому либерализму - но не стал. Западные политики не могут позволить себе менять окрас столь стремительно, как это делает Путин. Да и насильно мил не будешь - правда, для Кремля это не аргумент, поэтому он теперь попытается еще жестче привязать себя к дихотомии "Общая Европа вместе с Россией/плохие исламисты". Косяком полетят в Москву, несмотря на сильное отощание фондов, сотрудники того же Саркози или германские политики второго-третьего эшелона, греческие ультраправые и итальянские политические пенсионеры, подберут и пару американских маргиналов - в общем, вся  "кагэбэшная" рать будет на все лады продавливать тезис о том, что "двух коадиций быть не должно", о том, что "Россия зла не помнит" и "протягивает руку помощи", о том, как эффективна ФСБ в борьбе с чеченским подпольем (хотя традиционно европейцы упрекали Россию за тот конфликт). И в самой России тоже прогремят взрывы, чтобы нежные сердца западных политиков сжало чувство сострадания - одна из тех лучших черт, которые в человеке любит КГБ.

С другой стороны

Стоит обратить внимание, что на саммит АТЭС отправится Дмитрий Медведев, как менее раздражающий других политических лидеров региона, а новый саммит БРИКС может вообще не состояться. Инвестиционный банк Goldman Sachs объявил о закрытии специализированного фонда, который вкладывал деньги в страны БРИК - Бразилию, Россию, Индию и Китай. В 2000-е годы инвесторы-спекулянты, вкладывающиеся в соответствующие фонды, получали огромные прибыли. Ведь в середине нулевых экономика Бразилии росла на 5-6% в год, России - на 7%, Индии - на 9-10%, Китая - на 12-14%. "Постмюнхенский" Путин использовал эту идею в своих интересах - в 2009 году в России прошел первый саммит БРИК, на котором присутствовали лидеры всех четырех стран. Через два года это - уже политическое, а не экономическое - объединение приняло в свои ряды ЮАР. А еще спустя три года стороны договорились создать общий банк развития: в общем, слово начало жить своей жизнью, лишь формально связанной с инвестициями. Но с точки зрения экономики БРИК уже утратил прежний смысл. Еще кризис 2008 года показал, что не все страны БРИК - лидеры мирового экономического роста. Стоило упасть ценам на нефть, как в экономике России началась рецессия; таким же образом падение цен на металлы сказалось на Бразилии. Рост в Китае хоть и остается высоким, но замедлился в полтора-два раза по сравнению с серединой предыдущего десятилетия. Спустя семь лет после кризиса 2008-го стало очевидно, что БРИК - с экономической точки зрения - развалился. В 2010 году активы фонда, принадлежащего Goldman Sachs и инвестирующего только в Россию, Бразилию, Индию и Китай, составляли $842 млн, в октябре 2015-го - $98 млн. При этом нынешний российский кризис контрцикличен динамике мировой экономики, он вызван внутренними причинами, и усугублен падением цен на нефть и санкциями.

В Анталью Путин вылетал из страны, охваченной забастовкой блокировавших дороги дальнобойщиков - впервые за многие годы Кремль пошел на уступки "холопам", но и эта история только начинается. Цены на нефть продолжают проседать, из России за два года вымыт практически весь ранее работавший в ней капитал, теперь источник любых средств - только бюджет, проеден один двух из резервных фондов. Растет перспектива потерять право проведения ЧМ2018 - Россия даже застраховалась от такого риска (правда, это могло бы сэкономить Москве какие-то средства), теперь под вопросом оказалась и участие россиян в летней Олимпиаде, приближается объявление уголовно ответственных за уничтоженный российским "Буком" над Донбассом "Боинг". А теперь еще и увязание на Ближнем Востоке - заметные успехи за последние месяцы можно зафиксировать лишь у курдов, которые при помощи американских ВВС разорвали ИГ на две части в Сирии и Ираке. Однако, если взрыв над Синаем - это именно теракт Халифата (в чем до сих пор есть некоторые сомнения), от видеоролика "Скоро, очень скоро" в котором ИГ обещает залить Россию кровью и "осводить" земли на Урале - Путин не мог не поежиться. Он уже не тот "орел", который подверг ковровым бомбардировкам Грозный и "мочил в сортире" чеченских инсургентов.


Новые обещания