Как Виталий Захарченко закрепляет право на нефтегазовые активы

19 Июн 2015 10:57

Экс-глава МВД через суды решил узаконить свое право десяток углеводородных скважин.

Недавно компания "Инвест-Нефтегазодобыча" вплотную взялась за пересмотр отношений с государственным оператором НАК "Надра Украины". С помощью этой превентивной меры, структура опального правоохранителя Виталий Захарченко может узаконить это партнерство, и тем самым исключить возможность своего изгнания с рынка добычи углеводородов.

Погонный метр

По данным "ДС", ООО "Инвест-Нефтегаздобыча" вошло в число операторов углеводородного сектора Украины с первых дней своего основания. Так, процесс регистрации этого предприятия завершился 7 феврале 2012 года, а уже через три недели - 28-го оно начало получать первые активы в эксплуатацию. Успех компании объяснялся банально: одним из ее ключевых учредителей является панамская структура Fyorst Trading Investment Corp., на которую также записана фирма "АМИ" Ильи Нехаева - зятя тогдашнего министра внутренних дел Виталия Захарченко.

Разработку нефтегазоносных активов в компании планировалось осуществлять на разных условиях. Например, Тищенковская площадка (Полтавская обл.) должна была эксплуатироваться "Инвест-Нефтегаздобычей" на основании спецразрешения на пользование недрами. Работа на Белозерском месторождении проводилась на основании договора аренды скважин, пописанных "дочкой" государственного ПАО НАК "Надра Украины" "Полтаванефтегазгеологией". А на созвездии полтавских площадок (Славковская, Клинско-Краснознаменская, Гречано-Горошковская, Шкурупеевская, Сорочинская, Кошевойская, Краснознаменская и Новогригорьевская) планировалось работать после их выкупа у банкротящейся буровой компании "Букрос".

На каком-то этапе темпы расширения промышленных горизонтов "Инвест-Нефтегазодобычи" стали такими высокими, что на рынке появилась шутка о переезде Министерства энергетики в офис МВД на ул. Академика Богомольца, 10. Но после прошлогодней перезагрузки власти, Виталию Захарченко стало не до юмора: он утратил былое могущество, после чего развитие "Инвест-Нефтегаздобычи" остановилось так же резко, как и началось.

Логично было бы предположить, что в дальнейшем у ООО должна была начаться эра "раскулачивания", которая сопровождалась бы громкими разоблачениями. Но этот этап в жизни компании так и не начался. Источники "ДС" утверждают, что для затишья было как минимум две причины. Первая - налаженная сеть коммуникаций между менеджментом Виталия Захарченко и одним из нынешних кураторов нефтегазовой отрасли. Вторая - грамотное построение бизнеса "Инвест-Нефтегаздобычей": на это предприятие оформлены не спецразрешения на разработку месторождений (которые легко можно аннулировать), а расположенные на них активы (скважины и буровое оборудование и т.п.).

Разведка буром

Казалось бы, в такой ситуации бенефициару "Инвест-Нефтегаздобычи" не за что волноваться. Но ход последних действий менеджмента компании наталкивает на другие мысли. Речь о том, что недавно юристы ООО самостоятельно подняли вопрос о прекращении эксплуатации нефтегазовой инфраструктуры. В первую очередь это касается активов вышеупомянутой "Полтаванефтегазгеологии". В пояснениях "Инвест-Нефтегаздобычи" перечисляется целый ряд причин, по которым она хочет досрочно прекратить их аренду. Среди них - отсутствие актов приема-передачи оборудования, а также превышение полномочий представителями "Надр Украины" в момент подписания договоров аренды.

Казалось бы, такая стратегия идет вразрез с интересами бывшего главного правоохранителя страны. Но в версию раскаяния Захарченко не верят даже самые безнадежные романтики, поэтому на первый план выходит более реалистичный сценарий. Речь о том, что запуская процесс расторжения отношений с НАК, "Инвест-Нефтегаздобычей" получает возможность дирижировать судебным процессом, а значит добиться нужного решения - узаконивания договорных отношений с государственным партнером. Если эта версия соответствует действительности, то нынешнюю юридическую активность подчиненных Виталия Захарченко следует воспринимать как шаг по упреждению возможных агрессивных действий со стороны оппонентов. Впрочем, повод для перестраховки у отставного министра действительно есть: часть площадок, на которые в свое время претендовали его структуры, были отобраны у компании "Атол", которая не чужда ныне влиятельному бизнесмену Константину Жеваго.

Новые обещания