Как устроена Свобода. Какую роль в управлении фракцией играет Олег Тягнибок и как свободовцам удается поддерживать железную дисциплину

5 Июн 2013 00:00

В декабре 2012 года 36 депутатов фракции ВО 'Свобода' делали то, что накануне парламентских выборов обещали своим избирателям - отчаянно боролись с властью. Они пилили забор возле здания Рады, блокировали трибуну и дрались с депутатами от Партии регионов, требуя персонального голосования.

Спустя несколько месяцев свободовцы остепенились. Теперь они исправно ходят на работу в Раду, а если и отсутствуют, то, в основном, по уважительным причинам (болезнь или командировка). Соратники Олега Тягнибока, в отличие от депутатов из Партии регионов и КПУ и 'Батьківщини', все как один подали декларации о доходах за прошлый год, сообщает Форбс

С законодательными инициативами тоже все в порядке. В мае свободовцы подали 17 законопроектов. Для сравнения - на счету фракции УДАР (42 нардепа) их 19.

Тягнибок гордится: его депутаты не разочаровали избирателей, которые впервые в истории партии дали ей шанс попасть в парламент. Как свободовцам удалось организовать работу фракции, и как она устроена изнутри?

Давнее знакомство

К парламентской работе в партии подготовились обстоятельно и разработали отдельный документ - 'Положение о работе фракции 'Свобода'. Он предназначен исключительно для внутреннего пользования, и обнародовать его депутатам запрещено. Все, что по этому поводу может сказать нардеп-свободовец Юрий Михальчишин - документ четко регламентирует наказания для депутатов, которые пропускают сессионные заседания. 'Это может быть дисциплинарный выговор или дополнительная партийная работа. Например - встречи с избирателями', - объясняет депутат.

Все решения во фракции принимаются не единолично Тягнибоком, а коллегиально. Если нужно, ему всегда можно позвонить и поговорить

Но такое случается нечасто. Вице-спикер от 'Свободы', внефракционный депутат Руслан Кошулинский рассказывает, что главные козыри его соратников - общая идея - национализм и тесные связи друг с другом. 'Некоторые из нас знакомы по 15-20 лет. Например, я был руководителем предвыборного штаба Олега Тягнибока в 2002 году, затем, вместе с Андреем Мохником - его помощником', - вспоминает вице-спикер.

Этим свободовцы отличаются от регионалов. Последние, рассказывает нардеп от 'Батьківщини' Александр Бригинец, вот уже несколько месяцев пытаются наладить во фракции жесткую дисциплину. Но часть членов Партии регионов как не голосовала за нужные власти законопроекты, так и не голосует. Такое бывает и в 'Батьківщині', но никогда - в 'Свободе'.

Командный дух свободовцы ковали в столице своей малой родины - во Львове. Там, вспоминает нардеп Михаил Блавацкий, депутаты нередко собирались на природе или в кафе, чтобы просто пообщаться. В Раде от тимбилдинга отказались - нет времени. Единственное место, где депутаты встречаются в неформальной обстановке - гостиница 'Украина', в которой живут 25 иногородних свободовцев. 'Гостиницу мы между собой называем общежитием, но и там не всегда выходит встретиться', - смеется Кошулинский.

С заседаниями фракции в 'Свободе' все строго. Они проходят не реже раза в неделю. Повестка такая же, как  и у остальных: депутаты согласовывают позицию по разным вопросам и обсуждают текущие законопроекты. 'У нас нет практики единоличного принятия решений Тягнибоком, все обсуждаем и принимаем решения коллегиально', - поясняет Блавацкий.

Тягнибок, утверждают депутаты, доступен для всех членов фракции - его всегда можно достать по мобильному. На звонки он отвечает лично, без помощников и секретарей.

Работа в поле

Если вопрос не нужно утрясать на высшем уровне, депутаты идут к замам Тягнибока - Алексею Кайде и Андрею Мохнику. Последний отвечает за законодательную работу.

Если кто-то из депутатов хочет внести законопроект, вначале он обращается в информационно-аналитический экспертный совет. Это партийная структура, куда входят преподаватели университетов, студенты, бывшие депутаты. В основном это члены партии 'Свобода'. Задание совета - мониторить социально-экономическую, политическую и правовую ситуацию, и анализировать, что даст тот или иной законопроект. 'Совет работает профессионально. Его члены анализируют все поданные в Раду законопроекты, ведь у депутатов на это не всегда есть время. Потом на фракции мы принимаем решение, голосовать за документ или нет', - рассказывает Блавацкий.

Чтобы депутаты были в курсе всех инициатив, секретариат фракции готовит для них перечень проектов законов. 'Выезжая в регионы, наши депутаты обязаны знать содержание своих законопроектов и инициатив коллег', - подчеркивает Кошулинский.

Свои проекты законов свободовцы подают в информационно-аналитический экспертный совет. Эта партийная структура анализирует документы и дает свои выводы. После этого фракция решает, стоит ли регистрировать документ в Раде

Общение с избирателями - еще одна важная часть работы 'Свободы'. По словам Кошулинского, в парламенте националисты применяют ту же модель, что в городских и областных советах, где представлена 'Свобода'. У партии нет больших рекламных бюджетов (за минувший год свободовцы задекларировали меньше остальных парламентских партий - 27 млн гривен. - Forbes), поэтому ее депутаты идут 'в поля'. 

За организацию поездок депутатов и текущую работу фракции отвечает Алексей Кайда. Каждый из депутатов закреплен за определенной областью. Это касается не только мажоритарщиков, но и 'списочников' - так шире охват.

Зачем ездят? 'Мы не позволяем себе отрываться от своего избирателя. Мы должны четко соответствовать их ожиданиям и пунктам нашей программы', - указывает Кошулинский. Взамен свободовцы просят немного - поддерживать партию голосами, и время от времени - деньгами, например, покрывать расходы на аренду залов для встреч. Случаев, чтобы нужную сумму не удалось собрать, в 'Свободе' не помнят. Правда, как правило, речь идет о не слишком крупных суммах - 500-800 гривен.

По окончании поездки каждый депутат отчитывается на заседании фракции  о том, сколько встреч он провел, о чем говорил с людьми. Так руководство фракции измеряет эффективность работы своих членов. В 'Свободе' пока помнят, кому обязаны депутатскими значками, и боятся их потерять через 5 лет.

Новые обещания