Как друг Владимира Путина заработает на украинских авиаперевозках 2 миллиарда

30 Сен 2015 10:49

Российская авиакомпания "Ютэйр", подконтрольная топ-менеджменту "Сургутнефтегаза", не попала под действие наших санкций. И теперь может освоить львиную долю пассажиропотока между Россией и Украиной.

Введение Украиной санкций против российского бизнеса, в том числе, авиакомпаний из РФ, уличенных в полетах в аэропорт "Симферополь" аннексированного Крыма, кардинально перекраивает рынок пассажирских авиаперевозок двух стран. 

Как уже сообщала "ДС", в черный список компаний, которым запрещено летать в Украину с начала зимней навигации (25 октября), вошли 25 авиакомпаний, среди которых крупнейшие перевозчики из РФ: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Россия" и "Сибирь" (S7).

Ответ из страны-агрессора не заставил себя долго ждать - в понедельник премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу рассмотреть вопрос об ответных санкциях в отношении украинских авиакомпаний. И уже на следующий день был сформирован список тех, кому будут закрыты воздушные ворота РФ с 25 октября. В него вошли пять структур - "Международные авиалинии Украины" и "Днепроавиа" (обе аффилированы с Игорем Коломойским, который в прошлом году был заочно арестован Басманным судом Москвы), "Мотор Сич" бывшего регионала Вячеслава Богуслаева, венгерский лоукостер WizzAir и житомирская YanAir россиянина Алексея Янчука.

Таким образом, фактически меньше чем через месяц будет закрыто большинство регулярных прямых рейсов между городами Украины и России (с пересадками в ту же Москву можно будет по-прежнему добираться через Ригу, Минск и другие города). Единственный среди крупных российских авиакомпаний перевозчик, которому удалось избежать украинских санкций - "Ютэйр" (UTAir), уже несколько лет выполняющий рейсы из крупных городов Украины (Киева, Львова, Одессы) в Москву. Среди российских авиакомпаний он оказался самым осторожным, не решившись начать полеты в аннексированный Крым, чтобы не нарваться на санкции, и теперь пожинает плоды своей расчетливости. 

В среду гендиректор компании Андрей Мартиросов уже заявил, что UTAir намерен увеличить количество рейсов в Украину. "Мы пока изучаем этот вопрос, конкретных дат и количества рейсов я назвать не могу", - добавил он. Но учитывая, что у компании нет ограничений по частоте полетов в Украину, можно предположить, что речь идет о более чем значительном росте.

До последнего времени дела у компании шли неважно: на 2015 году UTAir закладывал сокращение пассажирских перевозок на 30%, а летом прошлого года запустил программу снижения издержек, предполагающую сокращение персонала и оптимизацию маршрутов. Теперь же ситуация может кардинально измениться. Пассажиропоток между Россией и Украиной с начала этого года составил около 900 тыс. человек, и UTAir может претендовать на львиную долю этого "пирога" - более половины, тогда как ранее компания обеспечивала не более 15% потока. Таким образом, речь идет об объеме перевозок не менее 600 тыс. пассажиров в год. При средней цене билета на в 3,5 тыс. грн он обеспечивает порядка 2,1 млрд грн годового дохода, или почти $100 млн. Неплохая прибавка, учитывая, что в первом полугодии 2015 года доходы UTAir упали почти на 33% (выручка составила 22 млрд рублей, или около $400 млн на тот период), а убыток достиг 3,5 млрд рублей (около $62 млн).

По иронии судьбы, больше всего от этого выиграют владельцы компании, против которой ранее были введены международные санкции. Среди которых, по слухам, может находиться президент РФ Владимир Путин. Контрольным пакетом акций UTAir (около 62%) сейчас владеет негосударственнный пенсионный фонд "Сургутнефтегаз", подконтрольный топ-менеджменту одной из крупнейших одноименных нефтедобывающих компаний России. Глава "Сургутнефтегаза"(компания в прошлом году попала под санкции США и Канады) Владимир Богданов считается человеком из личной обоймы Путина, который знаком с ним с начала 90-х годов. Несколько лет назад политолог Станислав Белковский заявил, что Путин контролирует около 40% "Сургутнефтегаза", который сейчас является самой богатой нефтяной компанией России с денежными запасами в $32 млрд. И хотя доказательств этого владения представлено не было, опровержений также не последовало. Что на фоне заявлений Богданова о том, что контрольный пакет компании находится у "руководства и его союзников" выглядит скорее как признание этой связи.

Новые обещания