Как депутаты выбирают помощников и сколько им платят

6 Фев 2015 13:19

Балоге помогает костоправ, а Гаврилюку — депутаты местных советов.

В конце января спикер Рады Владимир Гройсман обязал депутатов ежемесячно публиковать списки помощников. «Это вопрос открытости парламента», — пояснил Гройсман. «Вести» исследовали список, появившийся на сайте Рады.

Охота на зарплату

Каждый парламентарий имеет право на 31 помощника. Лишь четверо могут работать постоянно, со статусом госслужащих и ставкой (после сокращений она составляет 6 тыс. грн на двоих). А вот скольким подопечным трудиться по совместительству и на общественных началах, определяет сам нардеп. Часть можно трудоустроить по трудовому договору (обычно это 1–2 человека, депутат платит им из своего кармана), пишут Вести

«После выборов состав Рады обновился наполовину, осталось много профессионалов — юристов, экономистов, умеющих писать законы. И в ноябре в Раде началась охота на денежных депутатов: большинство предлагали 4–5 тыс. грн вознаграждения, что не соответствует уровню квалификации помощников, — анонимно рассказала «Вестям» одна из помощниц. — Средний уровень оплаты начинается с 10 тыс. грн, и в Раде принято негласно доплачивать даже тем, кто работает на госставке, — разве можно прожить на 3 тыс. грн?» Статус помощника дает определенные привилегии.

«Раньше корочки давали в том числе за вознаграждение, и нередко — случайным людям. Но сейчас документ не дает почти никаких прав, разве что можно входить в парламентские комитеты, местные органы власти. Показывать инспекторам ГАИ как аргумент или на месте — мелкому чиновнику», — пояснил Вячеслав, помощник с 15-летним стажем.

Семейный подряд

Больше всего подопечных — у нардепа от Блока Порошенко, Бориса Козыря: 25 человек. Среди них — экс-губернатор Николаевской области Геннадий Николенко (против него открыто уголовное производство за разжигание межнациональной вражды), а также Юрий Козырь, отец нардепа, который работает замдиректора группы компаний OREXIM. В помощниках числится и гендиректор Сергей Присяжнюк. «Никто не может указать депутату, кого вписывать в помощники. Захочет — отца, захочет — тещу. Может, когда списки станут открытыми, делать помощниками родственников наконец перестанут», — надеется Вячеслав.

Пока что тенденция остается: порошенковец Дмитрий Андриевский взял в помощники однокурсника по КПИ, Руслана Кисиля, — оба знакомы более 25 лет. А среди помощников депутата — поэтессы Марии Матиос обнаружился Василий Пацкан, старший брат нардепа-ударовца. Официальное место его работы — Закарпатская налоговая (он начальник Береговской ОГПИ).

«Не вижу в этой практике ничего плохого: бок-о-бок со мной идут по жизни 25 моих однокашников и друзей еще с детского садика. Это помогает в бизнес-мотивации, мы доверяем друг другу больше, — поделился с «Вестями» Андриевский. — А что касается родственных связей, почему бы и нет? О коррупционных проявлениях не говорим, речь идет о депутатах небедных, а квалификация у них хорошая».

Боевой расчет

Комбаты берут в помощники боевых товарищей. У Семена Семенченко — это боец «Донбасса» Дмитрий Бабкин, начштаба Анатолий Виногородский, замкомбата Александр Гавришук. У Андрея Билецкого кроме бойцов «Азова» в помощниках — пресс-секретарь Александр Алферов и адвокат Ярослав Бабич, он расследует смерть Александра Музычко (Сашка Белого).

Козак Михаил Гаврилюк выбрал свой путь: писать законы ему помогают депутаты местных советов.

Чубакка и костоправ

Рынок помощников несколько оживил приход в Раду общественных деятелей. Они привыкли работать в плоскости, трудно совместимой с законотворчеством, и подопечных берут под стать себе. Анна Гопко работает с волонтером «Народного доверия» Юлией Вусенко, известным руховцем Тарасом Шамайдой и старым знакомым по антитабачному движению Константином Красовским. Люстратору Егору Соболеву помогает представитель Общественного люстрационного комитета Максим Маньковский. Вопреки ожиданиям, у нардепа Дмитрия Голубова (Дарт Вейдер), главы Интернет-партии, в помощниках нет ни Чубакки, ни Палпатина. «Если бы в помощниках появился Степан Чубакка, это было бы эффектно, но не эффективно», — сказал нам замглавы Интернет-партии Алексей Шевченко.

По слухам, в Радикальной партии помощников навязывают сверху: партийная дисциплина не допускает вольностей даже в этом. У самого Олега Ляшко — это региональные активисты, постпреды в родной Черниговской области и других регионах. «Мне лично политсила никого не назначала — мои два ассистента пришли сами, когда услышали, что мне нужна помощь, — рассказала радикал Алена Кошелева. — У них большой опыт».

Интересно, что помощником на госслужбе у Виктора Балоги трудится Иван Мучичка, 61-летний народный целитель из-под Мукачево. В Сети пишут, что он был учеником именитого костоправа Николая Касьяна. «Я и до сих пор принимаю больных — лечу остеохондроз, грыжи. Помощником Виктора Ивановича стал, потому что мне месяц до пенсии, — ее рассчитывают по последней зарплате, — пояснил «Вестям» сам Мучичка. — Ну и помощь от меня есть: консультирую по медреформе».

Новые обещания