Е-декларирование: депутат, покажи первый миллион

8 Ноя 2016 14:42

На что уповать и чего опасаться состоятельным декларантам.

Первый этап кампании по электронному декларированию закончился, и общество с нетерпением ждет результатов, которые должно предоставить Национальное агентство по противодействию коррупции (НАПК). Очевидно, что процесс этот будет длительным и нелегким. 

Наталия Корчак – глава НАПК – уже сообщила о возникших трудностях, связанных с отсутствием доступа к реестрам и, следовательно, невозможностью сверить данные. И при том, что Украина демонстрирует всему миру попытку движения к открытости и демократии, обнародованные накопления первых лиц государства порождают больше вопросов, чем ответов.

Стоит отметить, что система декларирования в Украине отличается от аналогов в других странах, многие из которых до сих используют формальный подход, существовавший и в нашей стране до 2016 года. Даже развитые государства не имеют такого открытого контроля служащих, который внедрили тут, пишет forbes.net.ua

К примеру, канадские политики публично отчитываются только за те денежные средства, которые они получают от правительства на выполнение своих прямых функций. Эти отчеты можно увидеть на сайте парламента Канады или на персональных сайтах членов парламента. Идея состоит в том, чтобы общество знало, на что расходуются деньги налогоплательщиков, за счет которых функционирует сам парламент в целом и каждый депутат в частности.

О том, чтобы политики показывали свои автомобили, часы и драгоценности, не может быть и речи. В Канаде существует орган (Conflict of Interest and Ethics Commissioner), который анализирует конфиденциальные декларации политиков, а также членов их семей (the disclosure statement) – в первую очередь, на предмет конфликта интересов занимаемой должности с бизнесом, которым может руководить политик, а потом уже на предмет активов, которыми владеет чиновник и его семья. Политикам в Канаде не запрещено параллельно заниматься бизнесом, в отличие от Украины.

На основании конфиденциальных деклараций членов парламента Conflict of Interest and Ethics Commissioner публикует отчет (the disclosure summary) в публичном реестре, и каждый может убедиться в отсутствии конфликта интересов и в том, что представитель власти будет прежде всего отстаивать интересы государства, а не личные, членов семьи или третьей заинтересованной стороны.

Ситуация с е-декларированием в Украине идеально олицетворяет фразу, которую Джон Рокфеллер произнес в конце 19 века – что он может отчитаться за каждый свой миллион, кроме первого

В Украине используется двойственная система учета, как в бухгалтерии. Так, чиновники показали свои активы, и теперь, согласно Закону Украины «О предотвращении коррупции», в случае значительного изменения имущественного состояния декларанта (больше 50 минимальных заработных плат, установленных на 1 января отчетного года) не позже десятого дня с момента получения дохода или приобретения имущества субъект должен уведомить НАПК путем отправки соответствующего уведомления о значительных изменениях в имущественном состоянии. Таким образом, детективы НАПК смогут мониторить жизнь декларанта путем сопоставления расходов с доходами и определением того, не тратит ли он больше средств, чем имеет на самом деле.

При этом руководители страны утверждают, что за сокрытие доходов чиновникам грозит серьезное наказание. Так, президент Украины Петр Порошенко и генеральный прокурор Юрий Луценко заявили, что чиновников, задекларировавших космические суммы наличных средств в надежде скрыть свои будущие неофициальные «доходы» в нулевой электронной декларации за 2015 год, проверят особо тщательно. Не только в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции», но и с помощью специальной налоговой проверки. Она будет основываться на сопоставлении сумм – сколько чиновники указали в своих декларациях и сколько заплатили налогов. Правда, ситуация осложняется тем, что порядок проведения такой проверки до сих пор не утвержден Национальным агентством по противодействию коррупции.

Юрий Луценко также сообщил, что лица, отобразившие в е-декларации более $100 000 наличных (а это больше половины декларантов), подпадают под бдительный контроль. Ведь если они не смогут подтвердить происхождение денежных средств, то им инкриминируют статью 212 Уголовного Кодекса Украины – преднамеренное уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. В зависимости от суммы неуплаченных налогов определяется санкция этой статьи. Так, если сумма неуплаченного налога составляет от 689 000 до 3 045 000 гривен, виновник может обойтись штрафом с лишением (или без него) права занимать определенные должности на срок до трех лет. А вот если сумма превысит этот порог, ему грозит еще и конфискация имущества. Ограничение свободы санкциями данной статьи не предусмотрено. При этом часть 4 данной статьи освобождает виновника от любой ответственности, если до того, как к нему возникли претензии, он уплатил все налоги и штрафные санкции в бюджет.

Детективы НАПК смогут мониторить жизнь декларантов путем сопоставления расходов с доходами и определением того, не тратят ли они больше средств, чем имеют на самом деле

Кроме того, если с момента совершения преступления и до дня вынесения приговора прошло более 10 лет (в некоторых случаях, в зависимости от суммы неуплаченных налогов, достаточно и двух лет), плательщик тоже освобождается от уголовной ответственности. Учитывая изложенное, статья 212 УК Украины вряд ли будет достаточным мотиватором для тех, кто рискует сотнями миллионов.

Но, по сути, у тех, кто захочет уйти от ответственности, есть масса вариантов. Например, депутат, задекларировавший миллионы, может заявить, что он заработал эти деньги до 1998 года. Или ему подарили. Ведь согласно Положению о регистрации физических лиц в государственном реестре ведомости о доходах накапливаются в госреестре с 1 января 1998 года. Более молодые представители власти могут сказать, что они, например, выиграли огромные сумы в карты в 2003 или 2004 годах, но забыли отобразить эти средства в налоговых декларациях об имущественном состоянии и доходах. И тоже смогут избежать ответственности, поскольку по общему правилу в Украине действует презумпция невиновности, а это означает, что доказывать вину придется органам следствия.

Кроме того, Закон о предотвращении коррупции оставляет возможности скрыть кое-какие аспекты жизни декларанта. Например, расходы не попадают в декларацию, если их сумма не превышает 68 900 гривен (50 минимальных заработных плат на 1 января 2016 года). И тогда депутат или чиновник может разбить оплату, к примеру, своего отдыха на несколько платежей и таким образом скрыть значительную покупку.

Убежден, что инициатива о повышении минимальной заработной платы до 3200 гривен вызвана не столько необходимостью повысить покупательную способность граждан Украины, сколько облегчить жизнь чиновникам и увеличить порог «отчетных» сумм. Ведь после повышения такой порог составит 160 000 гривен.

Что касается активов, право собственности на которые подлежит регистрации, то их можно скрыть с помощью оформления на тещу или дальнего родственника. В этом случае декларант по закону должен указать, что он пользуется автомобилем или квартирой матери своей супруги. Однако, если автомобиль еще можно отследить без особых усилий, то определить фактическое проживание субъекта уже сложнее, а потому отсутствие такой квартиры в декларации не повлечет за собой негативных последствий.

Убежден, что инициатива о повышении минимальной заработной платы до 3200 гривен вызвана не столько необходимостью повысить покупательную способность граждан Украины, сколько облегчить жизнь чиновникам и увеличить порог «отчетных» сумм

Не спорю, электронные декларации – это действительно одна из самых важных реформ в Украине. Несмотря на их несовершенство, проблемы в заполнении и сроках внедрения, огромное количество потраченных бюджетных средств, а также вопреки многочисленным хакерским атакам на систему и сбоям во время пиковых нагрузок, все-таки был сделан первый серьезный шаг в борьбе с коррупцией в Украине.

Однако, с учетом вышеизложенного, есть основания полагать, что шумиха с огромными суммами наличных средств не закончится резонансными пополнениями бюджета Украины или неприятностями для тех, кто напортачил с декларацией. Альтернативой этой ситуации должно статьь принятие закона об общей нулевой налоговой декларации для чиновников, которые не могут объяснить происхождение своего «первого миллиона», и уплате с него определенной части в бюджет Украины.

И тогда это будут объективные и честные данные, которые пригодятся избирателям во время выборов. Ведь информация о чиновнике или политике позволит гражданам Украины проанализировать не только предвыборные агитационные материалы, но и то, что и кто стоит за кандидатом. Это, несомненно, позволит принять более взвешенное решение. Если политик приходит с «пустой» декларацией, а спустя несколько лет после его избрания становится богатым человеком, у НАПК есть все основания проверить, чьими интересами он руководствуется – государства или своими личными.

Новые обещания