Долги под градусом: Высший хозсуд рассмотрит дело «Бельведера»

10 Мар 2016 23:18

Marie Brizard Wine & Spirits пытается списать задолженность и вернуть Черкасский ликеро-водочный завод.

На следующей неделе должен состояться суд по делу о долгах компании «Бельведер Украина» и имущественных правах на Черкасский ликеро-водочный завод. Эта история стала одним из громких корпоративных конфликтов прошлого года.

В судебном порядке бывший владелец завода, Belveder S.A., сейчас работающий под брендом Marie Brizard Wine & Spirits, пытается вернуть часть имущества, ранее отчужденного за долги – при этом, так и не заплатив налоги в Украине. В процесс оказались втянутыми высокопоставленные украинские и европейские чиновники, пишет Форбс

15 марта состоится очередное заседание Высшего хозяйственного суда Украины о признании недействительными результатов торгов по продаже имущества компании «Бельведер Украина». Дело о банкротстве этого предприятия рассматривается с 2011 года в Хозяйственном суде города Киева.

Еще в 2006-м французская компания Belveder S.A. создала в Украине одноименное предприятие, главным активом которого являлся Черкасский ликеро-водочный завод. Он, в том числе, выпускает водку под ТМ Sobieski. Со временем сам французский Belveder S.A. обанкротился, и на его месте возникла компания Marie Brizard Wine & Spirits (MBWS). Проблемы с исполнением обязательств и платежами по долгам у Belveder S.A. были как в ЕС, так и в Украине.

Три года спустя, в 2009 году, вследствие проблем с ликвидностью обанкротилось и предприятие «Бельведер-Украина». СЕО MBWS Жан-Ноэль Рейно рассказал Forbes, что долги компании составляют 65,3 млн гривен. «Первая очередь – это долг перед Belvedere S.A. в размере 54,273 млн гривен, обеспеченный залогом в виде 100% акций в ООО «Итальяно в Украине» и ООО «Буассон Элит»; а также долг перед ООО «Рафинад-Медиа» в размере 9,321 млн гривен», – рассказывает Жан-Ноэль Рейно. Помимо этого, общая сумма задолженности сформирована из долгов перед Киевским центром занятости, Киевским управлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Государственной налоговой инспекцией в Печерском районе г.Киева. Среди кредиторов также числится ООО «Креатив Бутик», долг перед которым составляет 1,62 млн грн.

«К концу 2008 года «Бельведер-Украина» прекратил платить по своим долгам, в результате чего остался должен, по моей информации, более $10 млн, в том числе, Пенсионному фонду, налоговой, соцстраху и другим фондам. После многочисленных судов, в 2011 году началось банкротство компании. Французский учредитель мог покрыть эти долги на протяжении семи лет и выйти из процедуры банкротства», – рассказывает представитель «Рафинад-Медиа», адвокат Мария Швец.

Директор «Бельведер Украина» Владимир Притуляк считал, что европейский учредитель, в соответствии с планом развития компании, выполнит свои обязательства – и поэтому заверял кредиторов, что долги будут погашены. Но материнская структура во Франции тоже вошла в процедуру банкротства. Согласно информации Bloomberg, ее долги перед кредиторами предварительно составляли 375 млн евро.

К концу 2013 года, в связи с невыплатой в течение семи лет долгов перед рядом украинских кредиторов, стартовала официальная процедура банкротства «Бельведер-Украина», предполагающая распродажу имущества. В процессе торгов корпоративные права на Черкасский ликеро-водочный завод были несколько раз перепроданы; одним из покупателей стало ООО «Авигаль». По данным MBWS, завод был продан за 244 000 гривен. Однако, MBWS (Belvedere S.A.) с таким решением не согласился. Топ-менеджмент компании заявил, что долги перед «Рафинад-Медиа» – фиктивные, и начал суды за возврат себе завода.

При этом, компания признает долги перед Украиной, в том числе – перед бюджетом. «Обобщенный долг перед украинскими государственными органами составляет около 61 000 грн. Кроме того, существует задолженность перед самой MBWS на сумму около 54 млн грн. Тем не менее, MBWS не признает долги перед компанией Рафинад-Медиа», – рассказали Forbes в MBWS.

Владимир Притуляк подтвердил, что «Рафинад-Медиа» предоставляли компании «Бельведер-Украина» рекламные услуги, и по ним с исполнителями не рассчитались. «Никакого финансирования или другой помощи от «Бельведер-Украина» или Belvedere S.A. завод не получал с 2009 года. Предприятие выживало само как могло. На момент проведения аукциона по продаже прав на завод, собственники производственных мощностей и производители продукции имели значительные долги перед агентами», – рассказывает Притуляк. По его словам, в судебных решениях Хозсуда города Киева по искам «Рафинад-Медиа» к «Бельведер-Украина» установлены факты предоставления услуг по рекламе, и отсутствие расчета по ним.

Есть и другие долги компании «Бельведер-Украина». Например, о них говорит один из юристов, в прошлом работавших на данное предприятие. «ООО «Бельведер-Украина», частью которого является Черкасский ликеро-водочный завод, в определенный момент перестало платить нам и многим другим предприятиям, которые оказывали ему услуги. Я работал с ними с 2006 до 2011 года как юрист. Мы регистрировали их как предприятие в Украине, вели их договорную практику, в том числе, устанавливали отношения с Черкасским заводом, вели споры с Киевским и Харьковским заводами шампанских вин за бренд «Советское шампанское», – рассказал Forbes управляющий партнер адвокатского объединения «Волков и Партнеры» Алексей Волков. Он сообщил, что долг ООО «Бельведер Украина» перед его компанией составляет около 1 млн гривен – за юридические услуги.


На судах по делу Бельведеру изъявили желание присутствовать чиновники из дипломатических корпусов ЕС. Хотя в самом посольстве ЕС в Украине сообщили, что не занимаются корпоративными конфликтами

Напомним, согласно процедуре банкротства для отчуждения корпоративных прав необходимо было либо решение суда, либо разрешение Belvedere S.A. на продажу их имущества. Арбитражный управляющий получил оба документа. Но французская компания оспаривает тот факт, что суд в своем определении написал «снять ограничение на продажу». По мнению MBWS, речь должна была идти о «предоставлении разрешения на продажу». Это определение и стало юридической причиной для судебных разбирательств. Также, MBWS оспаривает право своих юристов подписывать разрешение на продажу.

Среди лиц, имена которых упоминаются в связи с «Бельведер-Украина» – народный депутат и  замглавы украинской делегации в ПАСЕ Георгий Логвинский. «В 2010 году ко мне как к юристу, специализирующемуся на уголовном праве, обратилась адвокат Мария Швец, которая совместно со мной являлась на бесплатной основе адвокатом благотворительных организаций, в том числе – Меджлиса крымско-татарского народа и еврейской общины Киева. Она попросила меня помочь в защите украинских кредиторов, с которыми не рассчиталась французская компания «Бельведер"», – рассказал Логвинский в беседе с Forbes.

Депутат считает, что банкротство «Бельведер-Украина» было организовано с целью ухода от долгов. «На момент банкротства у предприятия «Бельведер» было несколько стульев, стол, и корпоративные права двух предприятий. У этих предприятий были свои долги на 50 млн гривен. По закону ликвидация «Бельведер-Украина» должна была пройти за 12 месяцев. Через 9 месяцев ликвидатор выставил на торги имущество «Бельведера». Прошли открытые торги. И на третий раз – так как предыдущие торги оба раза не состоялись – имущество ушло с молотка тому, кто дал больше денег», – описывает произошедшее Логвинский, уточняя, что корпоративные права были куплены за 300 000 гривен – при долгах самих предприятий в 50 млн гривен.

Французской компании было известно о торгах, но принять участие в них французы не смогли по причине ликвидационного процесса во Франции. Логвинский отмечает, что в деле вокруг «Бельведер-Украина» замешана политика, так как их французские учредители и Marie Brizard Wine & Spirits связаны с Крымской водочной компанией КВК.


В MBWS эту фотографию представляют как доказательство интереса Георгия Логвинского к Черкасскому заводу. «На ней – Георгий Логвинский и Олег Таран, который имеет отношение к заводу» – уверяют в MBWS. На самом деле, на фото вместе с Логвинским – депутат Борислав Розенблат

«КВК в свою очередь активно сотрудничала с Владимиром Константиновым, – говорит Логвинский. – Через суды Belvedere S.A. пытается мошенническим путем и путем давления на суд уйти от оплаты своих долгов».

В Marie Brizard уверяли, что Логвинский имеет свой интерес на Черкасском ликеро-водочном заводе. В качестве доказательства журналистам предоставляется фотография депутата Логвинского с народным депутатом из партии «Блок Петра Порошенко» Бориславом Розенблатом. При этом в MBWS уверяют, что на ней изображены Логвинский и бизнесмен Олег Таран. Почему Борислав Розенблат выдается за Олега Тарана – на момент выхода текста выяснить так и не удалось. Сам Олег Таран сказал, что о конфликте вокруг «Бельведера» слышал, но с деталями этой истории не знаком.

Корпоративные права на Черкасский ликеро-водочный завод несколько раз перепродавались, и сейчас, по информации Forbes, они принадлежат гражданам Израиля и Украины. 15 марта суд в очередной раз будет рассматривать законность их продажи.

«Активы «Бельведера», на мой взгляд, абсолютно правомерно отчуждены по долгам. Это – обычный процесс банкротства. Как я понимаю, со стороны Marie Brizard есть расчет на то, что долг будет списан. Кредиторы, которым «Бельведер-Украина» должно, намерены взыскать долги в полном объеме, – поясняет Волков. – Информацию Marie Brizard представляют украинские менеджеры. Поэтому, похоже, во Франции полной и объективной информации о происходящем нет».

К делу между тем подключились европейские чиновники. Первый торговый секретарь посольства ЕС в Украине Джоселин Гиттон уже заявил, что будет наблюдать за процессом. Хотя компания, на стороне которой выступает дипломат, Belvedere S.A. (Marie Brizard) так и не рассчиталась перед украинским бюджетом.

В посольстве ЕС на вопрос Forbes ответили, что не занимаются бизнес-конфликтами, и не готовы прокомментировать долги перед бюджетом Украины. «Мы наблюдаем за происходящим, не вмешиваясь в процесс. Мы верим в справедливость украинского правосудия», – подчеркнули спикеры посольства.

Новые обещания