Деньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей

26 Фев 2017 22:30

Очередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречия между НКРЭКУ и «Нафтогазом».

Министерство экономического развития и торговли 27 января 2017 года подготовило проект постановления о пользовании газораспределительными сетями (ГРС). А вице-премьер-министр Владимир Кистион поручил МЭРТ разработать проект постановления, типовой договор аренды и примерный договор эксплуатации газораспределительных систем.

Газораспределительные сети, соединяющие магистральные газопроводы c домами украинцев, в подавляющем большинстве принадлежат государству, но используются газораспределительными предприятиями (потомками «облгазов»). Последние, в свою очередь, по большей части находятся в собственности у структур олигарха Дмитрия Фирташа. Причем, бюджет от их эксплуатации не получает ничего, пишет forbes.net.ua

Борьбу с этой ситуацией начал еще Арсений Яценюк в бытность премьер-министром. Правительство Владимира Гройсмана оказалось не столь категоричным. Но, поскольку самый активный, после Яценюка, сторонник идеи получения госбюджетом дохода с ГРС – глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев – остался на своем посту, процесс не замер окончательно. Только в ноябре-декабре 2016-го прошло семь заседаний межведомственной комиссии, посвященных данному вопросу.

Во время обсуждений обнаружились три новые проблемы.

Во-первых, введение платы за использование ГРС в конечном итоге ляжет на плечи потребителя, а не собственника экс-облгазов. Рост тарифа на распределение газа для населения составит 6,3% (700 млн гривен ежегодно).

Во-вторых, есть риск того, что эти сборы до бюджета так и не дойдут: вместо Госказначейства их может начать собирать некая специально созданная компания, которая будет самостоятельно тратить деньги на инвестиционные проекты. И уже известен человек, которому поручат ее контроль. Самое удивительное, что эти проекты будут направлены не на энергосбережение, а на достройку газопроводов и проведение их к отдаленным населенным пунктам.

В-третьих, данная модель не вполне соответствует директивам Третьего энергопакета, которые являются принципиальной основой реформирования рынка газа в Украине.

Оппонентом Андрея Коболева в этом вопросе неожиданно стал глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк: введение платы он поддерживает, но требует, чтобы средства шли прямо в бюджет, минуя счета компаний-посредников.

Правительство уже давно стремится получать деньги с частных облгазов за использование государственных газораспределительных сетей (ГРС). Еще в мае 2015-го премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил министру энергетики и угольной промышленности Владимиру Демчишину урегулировать использование ГРС частными компаниями.

«Что касается энергетики, наши западные партнеры одобрили реформу энергетики, в том числе и принятие закона о рынке газа. Поэтому, господин министр (Владимир Демчишин. – Forbes), хочу еще раз обратиться к вам по поводу того, что государственные газораспределительные сети, которыми сейчас незаконно пользуются компании Фирташа-Левочкина, должны платить за это деньги, как это предусмотрено законом. Прошу подготовить соответствующий акт Кабинета министров Украины, чтобы навести порядок в этом секторе», – отметил тогда Яценюк.

Но для того, чтобы воплотить в жизнь это стремление, уже сейчас придется провести инвентаризацию сетей и оценить их стоимость. «Вопрос платного использования газораспределительных систем довольно долго был дискуссионным, и мы работали над поиском правильного решения», – заявил вице-премьер Владимир Кистион на недавнем заседании рабочей группы.

История вопроса

ГРС – это система наружных газопроводов, проложенных от источника до точки ввода газа потребителям, а также сооружения и технические устройства на них. Природный газ в газораспределительной сети высокого давления поступает из магистрального газопровода через газораспределительную станцию. В газораспределительной сети среднего и низкого давления – через газораспределительные пункты.

ГРС бывают нескольких типов: магистральные (городские и межпоселковые); распределительные (уличные, внутриквартальные, межцеховые и др.); вводы (от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в здание); вводные газопроводы (от включающего устройства); внутренние газопроводы (от вводного газопровода до места подключения газового прибора).

Во времена СССР государство монопольно владело всей цепочкой от скважины до вентиля перед газовой плитой (а зачастую – и самой плитой). Поэтому вопрос ведомственного подчинения звеньев цепочки остро не стоял – собственник-то все равно был один. Но с появлением и распространением частных газораспределяющих организаций проблема разделения ответственности и полномочий проявилась во всей остроте.

Как результат, в 2012 году правительство Николая Азарова постановлением №770 разрешило облгазам использовать государственные газораспределительные сети по праву хозяйственного ведения. Но в сентябре 2015 года Кабмин Арсения Яценюка отменил пункты 1 и 3 этого постановления. И ГРС должны были вернуться в перечень имущества, которое использует НАК «Нафтогаз Украины».

Проблема в том, что правительство не уточнило механизм возврата сетей, поэтому облгазы продолжали использовать их на прежних условиях. Теперь же Кабмин должен принять постановление о пользовании ГРС, после чего с «облгазами» и «горгазами» заключат договора аренды.

Деньги из трубы: кто получит плату за газораспределительные сети

Структура собственности ГРС непроста: 77% из них – государственные, 11% – коммунальные, а 10% – частные. И для определения принадлежности конкретной ГРС планируется до июля 2017 года провести их инвентаризацию. Независимую оценку сетей предполагается возложить на Фонд госимущества и Министерство энергетики и угольной промышленности. Два этих ведомства совместно с операторами ГРС должны обеспечить паспортизацию государственных сетей до 31 декабря 2017 года.

Борьба противоположностей

В конце прошлого года руководство НАК «Нафтогаз Украины» форсировало усилия по внедрению собственной модели сбора платы за пользование газораспределительными сетями, которые принадлежат государству. Топ-менеджеры «Нафтогаза» в декабре 2016 года выносили этот вопрос на заседания четырех специальных рабочих групп при Кабинете министров. Также глава НАКа Андрей Коболев направил премьер-министру Владимиру Гройсману письмо, зарегистрированное под №112-1314/1/КМ-16.










В этом документе указано, что ежегодная дополнительная выручка от введения платы за использование государственной части газораспределительной системы составит 713 млн грн. Собранные средства предложено использовать на финансирование через «Нафтогаз» проекта по строительству подводящих газопроводов. Проект не нов: еще в 2009 году его утвердила тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко.

И все бы было хорошо, если бы не одно «но». Фактически, «Нафтогаз» инициирует строительство избыточных газораспределительных мощностей в условиях постоянного сокращения потребления газа в Украине. Так, за семь лет (с 2009 года по 2016 год) газопотребление в стране снизилось в полтора раза: с 52 млрд куб. м до 33 млрд куб.м.

Да и сам глава «Нафтогаза» неоднократно говорил о том, что именно сокращение потребления газа является залогом энергетической безопасности Украины. В этой связи два года назад в компании даже был создан новый департамент – по энергоэффективности и энергосбережению. Теперь же в структуре НАКа наряду с департаментом по энергосбережению должен появиться его антипод, задачей которого станет развитие инфраструктуры для наращивания потребления газа.

Год Потребление газа, млрд куб.м.
2013 50,4
2014 42,6
2015 33,9
2016 33,3

(Источник: «Укртрансгаз»)

Новое спецпредприятие

В предложенной на утверждение премьер-министру Владимиру Гройсману схеме по сбору платы за эксплуатацию газораспределительных сетей ключевая позиция отводится дочерней компании «Нафтогаза» под названием «Филиал ЦМГС» (Центр Метрологии и Газораспределительных Систем).

Деньги из трубы: кто получит плату за газораспределительные сети

Ее руководитель Олег Диденко на нынешнюю должность попал из другой дочерней компании холдинга –  «Газ Украины». В прошлом году «Газ Украины» по рекомендации МВФ вместе с многомиллиардными долгами ликвидировали путем слияния с самим «Нафтогазом».

До появления в «Нафтогазе» Диденко не имел опыта работы в сфере энергетики. В послужном списке этого менеджера есть работа на коммерческих должностях в частных компаниях, связанных с натяжными потолками, холодильным оборудованием и даже консьерж-сервисом – все это никак не перекликается с газовой сферой. Вместе с тем, один из народных депутатов из Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК говорит о том, что Олег Диденко является протеже нынешнего министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака (входит в пятерку лидеров «Народного фронта»).

Допущения по поводу близости интересов Диденко и Семерака могут быть подтверждены двумя фактами. Так, ранее Олег Диденко, по данным проекта «Посипаки», поработал его помощником. Кроме того, Диденко вместе с супругой нардепа Орысей Семерак входил в состав соучредителей торговой компании «Ост-груп», занимавшейся холодильным оборудованием.


Теперь же возглавляемая Олегом Диденко компания «Филиал ЦМГС» должна получить в управление государственные газораспределительные сети и заняться не только сбором платы за их использование, но и последующим распределением собранных средств.

Unbundling или укрупнение?

В озвученной модели есть три сомнительных момента, из-за которых она не только вступает в противоречие с планом реформирования газового рынка, но и имеет признаки потенциально коррупциогенной.

Во-первых, появление в составе «Нафтогаза» фирмы с такими функциями, как у «Филиала ЦМГС» не вяжется с планом реформирования холдинга, известным как unbundling (разукрупнение). Ведь одно из базовых требований Третьего энергопакета как раз и состоит в разделении таких бизнесов, как продажа (поставка) газа и его транспортировка. А НАК по-прежнему контролирует подавляющую долю добываемого в стране газа через доли в «Укргаздобыче» (100%) и «Укрнафте» (50%+). А получив государственные ГРС, «Нафтогаз» получит 77%-ную долю в этом сегменте. Все это скорее напоминает укрупнение, чем разукрупнение.  

Во-вторых, непонятно, зачем облгазы должны перечислять плату не напрямую в госбюджет, а отправлять ее транзитом через счета «Филиала ЦМГС» (фактически, компании-посредника). Ответ содержится в презентации, которую подготовили в «Нафтогазе» и передали в Секретариат Кабинета министров. В ней указано, что выручку от платы за эксплуатацию государственной части ГРС следует направить через «Филиал ЦМГС» именно «на достройку подводящих газопроводов… в соответствии с распоряжением КМУ №1001-р от 26.08.2009 года».

Авторы презентации указывают, что деньги в бюджет не попадут, поскольку не будет «увеличения расходной части государственного бюджета Украины». Но это не совсем так. По состоянию на конец 2016 года субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили 6,1 млн украинских семей из общего предполагаемого количества 8,5 млн (71%). Логично предположить, что рост тарифа на газ приведет к аналогичному росту субсидий для соответствующей доли потребителей, которые выплачиваются именно из госбюджета.

Кроме того, уровень доходов и демографическая ситуация в отдаленных селах дает основания предположить, что жители этих населенных пунктов вряд ли будут исправно и в полном объеме платить за газ. Скорее всего, новые подключения увеличат лишь количество субсидиантов – а значит, и бюджетных расходов. Forbes запросил пресс-службу НАК об экономическом обосновании предложенной схемы. Но, к сожалению, ответа пока так и не получил.

И наконец, введение схемы с «Филиалом ЦМГС» – это недополученный доход бюджета в 0,7 млрд грн в год. Кстати, именно это обстоятельство и вызывает негативную реакцию главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, о чем он и сообщает Кабмину в своем письме.





В-третьих, с учетом положений все того же Третьего энергопакета и закона «О рынке природного газа», вызывает удивление тот факт, что строительство избыточных подводящих газопроводов поручают трейдерской компании. Как мы помним, сооружение газопроводов по такой схеме, которое вел «Нафтогаз» во времена премьерства Юлии Тимошенко, зачастую сопровождалось громкими коррупционными скандалами.



Во многих регионах прокуратурой возбуждались уголовные дела по факту миллионных растрат государственных средств, выделенных в 2009-2010 годах через «Нафтогаз» на строительство газопроводов. Кстати, тогда в 25% случаев газопроводы так и не были введены в эксплуатацию, что обошлось бюджету в 0,6 млрд грн.

Позиция НКРЭКУ: Вовк против

В Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, отмечают, что вводимая плата за пользование ГРС будет оплачена за счет конечных потребителей газа. В письме главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, направленном в Секретариат Кабинета министров 20 декабря 2016 года, указано, что платежи за использование государственных газораспределительных сетей будут включены «в структуру тарифов газораспределительных предприятий». В этом же документе описаны и последствия: «…приведет к росту тарифов на услуги распределения природного газа, и непосредственно повлияет на конечную стоимость природного газа для потребителей Украины».

Недостатков в предложенной схеме госрегулятор видит множество. Приводим выдержку из ответа Дмитрия Вовка на запрос Forbes.

«НКРЭКУ всецело поддерживает необходимость урегулирования вопроса использования газораспределительных сетей, принадлежащих государству, в частности путем принятия соответствующего постановления Кабинета Министров и/или соответствующего Закона Украины (внесение изменений в законы Украины), основными принципами которого должны быть:

- Использование субъектами хозяйствования, которые осуществляют распределение природного газа, газораспределительных сетей, принадлежащих государству, на платной основе;

- Органом управления газораспределительными системами, владельцем которых является государство, должно быть центральный орган исполнительной власти;

- 100% платы за пользование (арендной платы) газораспределительными системами должна направляться непосредственно в государственный бюджет Украины без посредничества каких-либо предприятий;

- Соблюдение технических норм и стандартов безопасности и обеспечения безаварийной и бесперебойной работы газораспределительных систем, в том числе путем предвидения достаточного уровня денежных средств для текущего ремонта, улучшения, модернизации, модификации, достройки, дооборудования, реконструкции газораспределительных систем, принадлежащих государству, и тому подобное;

- Определение источников финансирования расходов на проведение инвентаризации, независимой оценки и паспортизации объектов;

- Обеспечение возмещения расходов операторов газораспределительных систем, связанных с отчислениями за эксплуатацию газораспределительных систем (арендной платы), принадлежащих государству, предусмотрев указанные средства в структуре тарифов газораспределительных предприятий, что приведет к росту тарифа на услуги распределения природного газа и непосредственно повлияет на конечную стоимость природного газа для потребителей Украины.

Таким образом, НКРЭКУ не поддерживает позицию ПАО «НАК «Нафтогаз Украины» по определению ПАО «НАК «Нафтогаз Украины» или его структурного подразделения субъектом управления объектами государственной собственности, которому будет перечисляться плата за пользование (арендной платы) газораспределительными системами.

Считаем, что это помешает поступлению 100% средств от платы за пользование газораспределительными системами в государственный бюджет Украины, создаст дополнительную цепь во взаимоотношениях между владельцем газораспределительных сетей и арендатором и дополнительная финансовая нагрузка на Оператора ГРС и, как следствие, на конечного потребителя природного газа».

Платит потребитель

Уже очевидно, что новые сборы скажутся на тарифе. Как следует из подготовленного в «Нафтогазе» анализа, введение платы  за пользование государственной частью ГРС повлечет рост тарифа на распределение газа для населения на 6,3%. Конечный потребитель это ощутит по-разному, в зависимости от региона. Больше всего не повезет мелитопольцам: цены для них вырастут почти на 3%.



Но в предложениях «Нафтогаза» не учтено, что после введения платы за пользование государственными газопроводами в стороне не останутся частные и коммунальные собственники газораспределительных сетей. Они также потребуют введения платы за использование их имущества, и эту плату НКРЭКУ также придется включить в тариф на распределение газа.

И если по предварительной оценке «Нафтогаза», государству принадлежит 77% распределительных сетей, то с учетом доли «частников» тариф на распределение возрастет до 10% по сравнению с нынешним. Таким образом, за год конечным потребителям придется дополнительно потратить примерно 1 млрд грн.

Сейчас решение о введении дополнительной финансовой нагрузки на потребителей и выбор самой схемы взимания платы остается за премьер-министром Владимиром Гройсманом. И «Нафтогаз», и НКРЭКУ свою точку зрения ему изложили.


Новые обещания