Чего боится Янукович?

3 Фев 2011 00:00

Человек боится смерти и одиночества. Даже тот, кто лихачит по жизни или имеет абсолютную власть. А чего боится Президент. Тени прошлого, Божьего гнева или быть смешным?

Хотя с Виктора Януковича судимости были сняты, но есть еще личная память, которую оправдательной бумажкой не прикроешь. Тюремными 'университетами' в приличном обществе бахвалиться не принято. Впрочем, тыкать человеку его ошибками молодости, тоже. В 2004 году оппоненты Януковича возвели 'тюремную сагу' в его биографии в ранг главного орудия контрпропа (кстати, не без помощи его же соратников, решивших сдуру 'отбеливать' Виктора Федоровича от того, о чем тогда мало кто знал). Это нанесло по тогдашнему кандидату в президенты очень серьезный имиджевый удар. Однако, как показывают события сегодняшнего дня, от тюрьмы и сумы вождям 'оранжевого Майдана' зарекаться не следовало.

От одного оппозиционного политика как-то довелось услышать: некоторые страницы из прошлого Виктора Федоровича обременяют его и по сей день. Конечно, мы не Америка, где президенты могут честно признаться, что в юности покуривали травку или иногда позволяли себе алкогольные излишества. Потому не удивительно, что от самого Януковича никто не слышал признаний в ошибках молодости. На эту тему наложено табу. А если бы Виктор Федорович написал честную книгу об этапах своего жизненного пути - это был бы настоящий бестселлер.

Стоит ли до сих пор за его спиной психологическая 'тень надзирателя'? Вряд ли. А вот то, что оппоненты Януковича пытаются напоминать ему о прошлом - несомненно злит его. Как и то, что из него пытаются нарисовать некоего диктатора лукашенковского пошиба (только без усов - обязательного атрибута диктаторов). Разговоры о 'диктаторстве' Януковича - не более чем политтехнология его оппонентов. Не потому, что такого не может быть в принципе, а потому, что нынешние диктаторы больше Божьего гнева боятся земной перспективы наказания мировым сообществом с последующей люстрацией ближайших соратников и членов семьи.

Пока окончательно не исчез и страх перед протестами граждан. У Януковича есть горький опыт 2004 года и прошлогодний опыт 'антиналогового майдана'. Но, судя по его высказываниям о недавних событиях в Тунисе, Виктор Федорович никаких уроков из акций протеста не извлек, не поняв ни их причин, ни их последствий. Потому, как говорится, в результате плохо усвоенного урока можно опять схлопотать 'двойку'.

Еще один страх родом из детства - страх бедности. Он, кстати, присутствует у очень многих наших власть предержащих и нуворишей и проявляется в их нескромных понтах. Не исключено, что из него произрастает и Межигорье (еще одна особо табуированная тема) как доказательство нынешнего уровня благосостояния, и дорогой президентский вертолет, и назначение на ответственные посты, контролирующие финансовые потоки, людей, приближенных к семье, и многое другое. Непреложно к нашему герою, вспомнился анекдот о том, в чем разница между американским миллионером и украинским. Американский миллионер пригласил украинского в гости, показал свои владения, а потом - сиротский приют, здание которого построил за свои деньги. Когда американец приехал к украинцу тот тоже все показывает, а потом подводит к шикарному дворцу в заповедной зоне и говорит: 'А тут я, сиротинушка, и живу'.

Могут быть и мелкие фобии. Но они, скорее, не личностные, а ментальные. Например, страх перед Западной Украиной и неприятие Киева, поддержавшего Майдан. Если взглянуть на расположение 'хатынок' слуг народа, которых принято называть 'донами', то можно заметить общую черту: они практически не живут в Киеве, предпочитая пригород. И дело не в свежем воздухе. Один киевский психолог даже вывел формулу способности к ассимиляции в столице выходцев из украинских регионов. По его формуле, 'доны' ассимилируются только в третьем поколении.

Но главный страх, который, похоже, довлеет над Виктором Федоровичем, это страх выглядеть человеком с его слабостями. Быть смешным, в конце концов. Не будь этого страха, может, конфузов и ляпов было бы меньше. Какой из этих Януковичей симпатичней - танцующий на своем дне рождения и радующийся улыбкам гостей или 'железный хозяин', суровый 'батя', то и дело грозящийся кому-то чего-то оторвать или открутить? Понятно, что со своими земляками, массово оккупировавшими властный Олимп, надо быть пожестче, а то 'съедят'. Но ведь Янукович может быть и другим. Правда, если на публике, то в двух местах: у себя на родине и в церкви.

...Мы никоим образом не пытались диагностировать фобии Президента. И, тем паче, судить его. Более того, рискнем допустить, что уже к 2015 году образ Виктора Федоровича 'раскрасят' яркими красками, очеловечят. Выборы ж ведь...

Новые обещания