Боснийский выход из Минского тупика: к чему приведет отказ власти от мирных инициатив

23 Фев 2017 21:14

Война выгодна не только Захарченко и Плотницкому.

Украинская власть периодически пугает общество и Запад возможной эскалацией конфликта на Донбассе. Так, на днях президент Петр Порошенко заявил, что существует вероятность использования российского контингента в Приднестровье для военной агрессии против Украины. 

По словам главы государства, в сочетании с более чем 20 тыс. военных в аннексированном Крыму, они "могут создать нам дополнительные проблемы". При этом, заявляя о новых угрозах, власть категорически отвергает любые мирные инициативы, пытаясь таким образом сохранить собственную монополию на принятие решений и минимизировать критику. По мнению аналитиков, единственный результат, который обеспечит такая стратегия — исключение Украины из переговорного процесса по урегулированию конфликта и навязывание позиции, выгодной западным партнерам, пишет apostrophe.ua

Страшилки от президента

О том, что российские подразделения находятся в Приднестровье и представляют потенциальную угрозу для Украины известно еще с 1995 года. Поэтому подобное заявление свидетельствует о том, что Украина так и не смогла разработать стратегию для отражения возможного вторжения со стороны Приднестровья. Можно предположить и обратное — Петр Порошенко намеренно вводит в заблуждение противника, приуменьшая наш потенциал. Однако, недавние заявления политиков, близких к президенту, о том, что существует вероятность введения военного положения, опровергают подобное предположение. Учитывая возможности современных разведывательных технологий, организовать скрытую переброску подразделений и создание укрепрайонов на линии предполагаемого вторжения со стороны Приднестровья — невозможно.

Судя по информации из открытых источников и отсутствию оборонительных сооружений на основных транспортных магистралях, соединяющих Украину и Россию, признаков подготовки к отражению вторжения со стороны страны-агрессора нет. Если мы готовимся к вероятному нападению уже третий год, то как объяснить то, что сегодня можно беспрепятственно купить билет и уехать в Москву, судя по сайту Укрзализныци, на четырех поездах. Зачем "Мотор Сич" экспортирует авиационные двигатели в Россию, а наш бизнес придумывает схемы для ввоза продукции в Россию через Беларусь и Польшу? Неужели, чтобы агрессор прилетел захватывать страну не на голодный желудок. Вероятно, три года ожиданий вторжения понадобилось президенту для того, чтобы закрыть злосчастную фабрику в Липецке. Наличие таких фактов скорее опровергает потенциальное вторжение, чем подтверждает его возможность.

О том, что масштабное вторжение со стороны России маловероятно заявляет и бывший советник российского президента Андрей Илларионов. "Для того, чтобы вести сколько-нибудь заметную операцию по захвату Южной или Восточной Украины, даже в том случае, если такого рода военные действия будут носить не слишком жесткий характер, необходима группировка численностью около 1 миллиона человек. Поэтому, когда Путин размещал на границе 50 тысяч человек, изображавших активную деятельность, это был чистый шантаж", — заявил он в интервью "Апострофу".

Угроза военного вторжения или обострения ситуации на фронте превратилась для Порошенко в эффективный и малозатратный способ мобилизации населения. Однако власть не учитывает того, что постоянное использование угроз требует повышения радикализации сигнала, если этого не делать, то со временем информация перестает восприниматься. Если в 2014-2015 года заявления о возможном вторжении вызывали настоящую панику и люди бежали скупать соль, спички и макароны, то сегодня это превратилось в мем "не помоешь посуду — Путин нападет".

Однако власть считает агрессивную риторику единственным способом сохранить свои позиции. " Власть заточена на экзистенциальное продолжение конфликта, поскольку считает, что любые мирные инициативы несут угрозу власти. Они вообще рассматривают идею реинтеграции как угрозу структуре власти. С одной стороны, неразумно постоянно продвигать агрессивные месседжи, а с другой — блокировать все мирные инициативы. Я бы назвал эту позицию непродуманным политическим поведением. Постоянным повышением агрессивной риторики власть загнала себя в угол", — заявил в комментарии "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Анатолий Октисюк.

Кроме того, похожие заявления позволяют российским пропагандистам создавать из нас образ чудовища, который собирается уничтожить не только Донбасс, но и Россию. Сразу после слов Порошенко о возможном вторжении со стороны Приднестровья, на одном из главных пропагандистских ресурсов РФ — РИА Новости появился материал под заголовком "Порошенко заявил об угрозе "полномасштабной войны" с Россией". Эта публикация набрала более 600 комментариев и 400 тысяч просмотров. Если мы хотим вернуть наши земли, как утверждает президент, мирным путем, то может пора переходить к другой риторике и ретранслировать месседжи, что Донбасс будет жить только в мирной Украине? Пусть население "ДНР и ЛНР" осознает, что они едут в мирную Украину получать свою мирную пенсию, а пока на Донбассе русские танки — пенсии не будет. И тогда Киселеву в разы труднее будет придумывать страшилки про "кровавый киевский режим", который предлагает мирные инициативы.

Мирный тоталитаризм

Можно предложить несколько мирных инициатив, которые будут содержать разные месседжи и показывать жителям Донбасса и нашим западным партнерам, что Украина хочет мира, а Россия не соглашается и всячески этому препятствует. Это могут быть даже не полноценные планы, а информационная кампания в поддержку мирных инициатив. Спустя некоторое время в сознании жителей Донбасс будут не два агрессора — Россия и Украина, а Россия, которая мешает жить, и Украина, где мир. Этот сигнал обязательно нужно донести Западу, который уже склоняться к тому, что переложить ответственность за конфликт на обе его стороны.

Ситуация в Авдеевке, была как раз тем моментом, когда нужно было акцентировать внимание на том, что без возвращения контроля над границей мир в Авдеевке обеспечить невозможно, а для этого Россия, являющаяся агрессором, должна покинуть территорию Украины. А чтобы пресечь дальнейшие провокации украинские подразделения должны углубиться в направлении границы. Вместо этого все, кто мог съездили в Авдеевку и устроили показательные фотосессии, не сделав никаких громких заявлений о том, что Украина за мир, а Россия этому препятствует.

Сегодня власть не торопится ни озвучить, ни прислушиваться к мирным инициативам по нескольким причинам. Во-первых, это будет расцениваться, как величайшее предательство, и все "ястребы" слетятся на Банковую клевать предателя-Порошенко. Во-вторых, власть опасается утратить монополию на принятие решений.

По мнению политтехнолога Андрея Золотарева, власть и дальше будет занята поиском врагов среди тех, кто выступает за мир. "У Порошенко тоталитарные замашки, это давно всем стало очевидно. Наша нынешняя власть будет нервно реагировать на любые такие попытки, поскольку вторгаются в ее парафию, и ставят вопрос о ее неэффективности. Многие говорят о том, что пока будет эта власть, война никогда не закончится. Мы знаем, что этот властный картель состоит из Партии войны и Партии мира. Для Партии войны важен поиск врага, в том числе и внутри страны. И поэтому любой, кто осмеливается озвучивать мирный план, ПинчукАртеменко, или кто-то другой, он тут же объявляется врагом народа. Никакой предметной дискуссии поэтому не ведется. Показательно при этом, что тот же план Пинчука, по сути – это план имплементации Минских соглашений, который был поддержан мировыми лидерами. Тогда по логике – это зрада и внешних партнеров", — заявил в комментарии "Апострофу" Золотарев.

Отношение украинской власти к Минским соглашениям выражается следующей формулировкой: мы за Минск, но не заставляйте нас его выполнять, ведь мы и так за Минск. И реакция, последовавшая после заявления посла Германии в Украине о необходимости выполнять Минские соглашения, лишь в очередной раз обозначила истинное отношение украинской власти к выполнению Минских соглашений.

Сложившаяся обстановка вынуждает Петра Алексеевича лавировать между требованиями западных партнеров и общественным мнением в Украине, давая одним и другим взаимоисключающие обещания. Выходом из этой ситуации может стать мирная альтернатива Минскому соглашению от самой власти. Такое предложение Порошенко поддержит Запад, который получает возможность для перехода к новому сценарию урегулирования, хотя и заявляет необходимости выполнять невыполнимый Минск. В Украине новый мирный план будут воспринимать, как хитрый ход власти, которая избавилась от навязанных Россией Минских соглашений.

"Мы имеем тупиковую ситуацию с выполнением Минских соглашений. На недавней Мюнхенской конференции по вопросам безопасности Ангела Меркель заявила о том, что констатируем, что Минские соглашения не могут выполняться, — заявила "Апострофу" Марина Ставнийчук. — Это было очевидно. Мне кажется, что на фоне того, что Украина три года находится в состоянии войны, пора прийти в себя и в конце концов понять, что если некий механизм не работает, то в первую очередь государство, на территории которого происходит этот вооруженный конфликт, должно взять на себя инициативу по развитию Минских соглашений или комплекса соответствующих предложений, которые станут эффективным механизмом по восстановлению мира и стабильности в Украине"

Такие соглашения уже предложены и активно обсуждаются, но власть их игнорирует вместо того,чтобы использовать внимание западной прессы к этим соглашениям с выгодой для себя. Вместо привычных обвинений Порошенко в коррупции и саботировании реформ — пишут, что Украина за мир и есть альтернатива Минским соглашениям. И это главные посылы, который власть может актуализировать благодаря появлению таких инициатив.

"Власть боится не Пинчука и Артеменко, а боится того, что если начнут множится ряды таких инициатив, то будет разрушена монополия ее в этом вопросе и станет ясно, что она не заинтересована в окончании войны. А сейчас происходит объективный процесс, который власть пытается сейчас как-то блокировать. Объективный процесс, потому что совершенно ясно, что ситуация зашла в тупик. Мы не можем выполнять "Минск", не хотим, и выходить из "Минска" тоже не хотим. Эта очевидно тупиковая ситуация. Что будет дальше? Нежелание украинской политической верхушки выруливать конфликт будет все чаще видно и нашим международным партнером, что война выгодна не только Захарченко и Плотницкому. Война выгодна многим, в первую очередь самому Порошенко. Если Украина не хочет садиться за стол, она может оказаться и под ним. Мы рискуем навсегда потерять Донбасс, как это было с Крымом. Остается и угроза большой войны с Россией", — выразил обеспокоенность Золотарев.

По мнению Золотарева, у власти есть пару месяцев, чтобы принять решение, а потом на нее начнут давить западные партнеры, от которых она зависима. "Не исключено, что спустя полгода Запад назовет виновниками конфликта две стороны, и тогда дальнейшие события могут развиваться по сценарию кризиса в Боснии (Боснийский кризис 1908—1909 гг. привёл к углублению противоречий между Антантой и Тройственным союзом, явившись одним из этапов на пути к Первой мировой войне, — "Апостроф"). Но не хочется давать такие мрачные прогнозы", - добавляет эксперт.


Николай Ткачук

Новые обещания